Стратегическое добивание

6 мая 2021
0
3671

Ещё в лихие 1990-е чиновники, рассуждая об Урале, любили подчёркивать, что эта река имеет важное «стратегическое значение». Мол, и грузы по ней перевозят, и перебрасывают зенитовские катера к месту службы на Каспий. Если Урал – река стратегического значения, то и отношение к ней должно быть соответствующее. На деле после развала СССР делалось всё, чтобы ничего стратегического от Урала-батюшки не осталось.

 

Факты? Пожалуйста! В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны мощное и единое Уральское речное пароходство СЛЕДИЛО за рекой: десятки бакенщиков и других путевых работников круглосуточно обеспечивали судоходную обстановку, гарантированные глубины. За годы войны они перевезли по Уралу десятки тысяч бойцов и мирного населения, сотни тысяч тонн боеприпасов и народнохозяйственных грузов. Боеприпасы и бойцы затем перебрасывались к местам ожесточённых боёв на Волге.

После войны по Уралу регулярно производились важнейшие для экономики Западного Казахстана грузы – хлеб, лес, нефтепродукты, боратовая руда, песчано-гравийная смесь, кормовая ракушка. Именно благодаря регулярной поставке Уральским пароходством ПГС в Уральске и районах развернулось массовое жилищное строительство.

В 1990-е под словесную трескотню о великом и уникальном Урале-батюшке разгромили пароходство, раздербанили флот и путевое хозяйство, бездарным хозяйствованием ВЫПИЛИ и ВЫСУШИЛИ реку, свалив всё на «климатические изменения». Мало воды? Прокопайте канал из другого бассейна, хоть «с Марса», и обеспечьте гарантированные глубины. Это же стратегическая река! Полный НОЛЬ. В результате корабль «Сардар» производства АО «Уральский завод «Зенит» теплоход «Воронеж» (капитан Виктор Крыгин) с плавкраном вели до Атырау по вконец обмелевшей СТРАТЕГИЧЕСКОЙ реке более 40 СУТОК (!!!)

Знаменитая Единая глубоководная транспортная система СССР с Волгой, Волго-Балтийским и Волго-Донским каналами создавалась не только для хозяйственных, но и для военных целей. Планировали подключить к ней и Урал с помощью строительства судоходного (с осадкой для судов до 3-3,5 метра) канала Волга-Урал. Расход в головной части канала в 10 км к югу от Уральска планировался до 400 кубометров в секунду – почти в 27 раз больше, чем обычно сбрасывает Ириклинское водохранилище.

Крупные пристани планировалось создать в Бурлине и Чапаево. «Поток зерна и других сельскохозяйственных грузов, а также огромное количество песчано-гравийной смеси с карьеров бассейна Урала потянется водным транспортом в Поволжье. С пристаней Волги на пристани Урала в основном будет поставляться лес, поступающий по Волго-Камскому пути», – писал уральский учёный-географ Георгий Москалёв в сборнике «Экономическое развитие Северного Прикаспия» (Уральск, 1973 г.)

По известным причинам канал Волга-Урал не построили, но Единая глубоководная транспортная система до сих пор отлично работает, порой она просто творит чудеса. Недавно большой десантный корабль Северного флота «Александр Отраковский» (осадка 3,7 м, скорость 18 узлов) вошёл в Каспийское море и принял участие в тактико-специальных учениях по погрузке и выгрузке боевой техники и личного состава на побережье. В учениях участвовали более 500 морских пехотинцев Каспийской флотилии, десятки единиц боевой техники. Также отработаны действия сил ПВО по защите такой погрузки и выгрузки от возможного противника.

В апреле 2021 года 15 кораблей Каспийской флотилии прошли Волго-Донской канал, Дон, Азовское море, Керченский пролив и приняли участие в масштабных учениях в Чёрном море. Нужно участвовать в параде в честь Дня военно-морского флота? Пожалуйста: корабли из Каспия – напрямую, по Волге и каналам – идут в Санкт-Петербург. Язык не поворачивается назвать Каспийское море замкнутым водоёмом – из него водным путём можно попасть в любую точку земного шара!

А в какую точку можно попасть из самой «стратегической» реки мира – Урала? Мы превратили замечательную когда-то реку в ДРОВЯНОЙ СКЛАД, болото, в котором растёт КАМЫШ, ТАЛЬНИК и всё чаще раздаётся кваканье лягушек. Почти 10 лет не можем углубить Учужный затон, имеющий стратегическое значение для наших дачников, берущих из затона воду для полива. Какие уж тут точки! Идёт СТРАТЕГИЧЕКОЕ добивание Урала.

Фото: Ярослав КУЛИК
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top