Защищая потребителя
В Департамент по защите прав потребителей ЗКО за 2022 год поступило 560 письменных обращений, из них 39 перенаправлено для рассмотрения в пределах компетенции в иные государственные органы, произведен заявителями отзыв по 6 обращениям. Из рассмотренных 515 удовлетворено 267 обращений.
Также за истекший период обратилось 453 гражданина за получением консультативной помощи. Удовлетворено 207 обращений. Зарегистрировано 513 по телефону «горячей линии». Всем оказана консультативная помощь. Департамент, согласно законодательству, вправе проводить внеплановые проверки субъектов бизнеса по фактам нарушений прав потребителей. Привлекать по результатам проведенных проверок продавцов к административной ответственности по ч. 5, ч. 6 ст. 190, ч. 1 ст.193 Кодекса РК «Об административных правонарушениях». Осуществлено 11 внеплановых проверок субъектов крупного и среднего бизнеса: магазины «Sulpak» ТОО «ArenaS», магазины «Technodom» АО «Technodom Operator», магазин филиала ТОО «Мечта Маркет» в г. Уральске, магазины ТОО «Мобильный мир», магазин «Светофор» ТОО «Торгсервис», АО «Казпочта» и ТОО «VenOil».
Привлечены к административной ответственности в виде вынесения предупреждения – в 4 случаях, наложения штрафов (50 МРП – размер налагаемого штрафа) – в 6 случаях, вынесено 3 предписания. Предписания выполнены в полном объеме. Произведены возвраты денежных средств в размере 261 990 тенге, замена товара (смартфон), аннулирован займ, оформленный потребителем при покупке товара.
Департамент также может выступать истцом и направлять исковые заявления в суд при нарушениях прав более десяти потребителей по одному и тому же вопросу (защита прав неопределенного круга лиц).
В связи с этим за текущий год направлено 2 исковых заявления в Специализированный межрайонный экономический суд Западно-Казахстанской области в отношении ТОО «Akdeer», ТОО «Vip Events». По первому иску вынесено решение о признании недействительными договоры купли-продажи, заключенные между продавцом и потребителями, о взыскании с продавца в пользу потребителей стоимости товара.
По второму иску в ходе рассмотрения гражданского дела ответчик вышел с предложением о подписании соглашения об урегулировании спора в порядке медиации. Всем заявителям также произведен возврат денежных средств. Департамент также принимает участие в процессах по рассмотрению гражданских дел в качестве 3-го лица, специалиста государственного органа. Так, за 2022 год принято участие более чем в 60 процессах по рассмотрению гражданских дел о защите потребительских прав граждан.
По результатам всей проводимой Департаментом работы оказано содействие в возврате денежных средств потребителям за некачественный товар, в замене товара в установленный законодательством 14-дневный срок, в возврате денежных средств за некачественно оказанную услугу. Общая сумма возврата составила 103 млн 879 тыс. тенге, замена товара – более чем в 30 случаях.