Водным курсом
Если Уральск – город речной, то Атырау ещё и морской. Так сложилось исторически во многом благодаря его выгодному географическому положению. Урал и Каспий жители тогдашнего Гурьева давно использовали для передвижения. Уже в XV-XVI веках уральские казаки «ходили морем» от Яицкого городка до Астрахани, но это были нерегулярные плавания.
Прорвались к Прорве
В 1869 году из Гурьева в Астрахань отправилось первое грузовое судно, что стало началом регулярного морского сообщения между соседними приморскими городами. С 1889 года начал курсировать пассажирский пароход между Гурьевом и Астраханью. В 1925 году с созданием в Уральске Агентства Волжского госпароходства открылось регулярное речное сообщение между Гурьевом и Уральском.
В 1926 году на правом берегу Урала открылся речной порт. 1 июля 1929-го на его базе организовано Гурьевское морское агентство государственного Каспийского пароходства. Оно укрепляется кадрами, расширяет свои транспортные возможности.
5 февраля 1931 года организовано Гурьевское управление Урало-Каспийского пароходства с районом деятельности Гурьев – Оренбург (1741 км), Астрахань – Гурьев (528 км) и Гурьев – Жилая Коса – Прорва (240 км). Пассажирское движение производилось в основном пароходами «Гелиотроп» и «Подарок 1 мая». С апреля 1937 года к пассажироперевозкам подключился пароход «Красноармеец», прибывший в Гурьев из Астрахани.
Рейсы совершались из Гурьева в Астрахань через день. Связь с Жилой Косой поддерживалась раз в семь дней, с промыслами Каменный и Камынин – два раза в неделю.
Во время Великой Отечественной войны через Каспий в Астрахань нефтеналивными баржами доставлялась эмбенская нефть. 13 апреля 1942 года сдан в эксплуатацию Гурьевский морской порт на острове Большой Пешной. Этот порт стал перевалочным пунктом для отправки нефти, нефтепродуктов и других грузов военного значения. Именно здесь впервые в мире применён способ транспортировки нефтепродуктов по воде в цистернах методом буксировки.
В сентябре 1943-го в Гурьеве открылась трехгодичная Школа мореходства Министерства рыбной промышленности СССР, которая стала готовить судостроителей и мотористов 1-го класса.
«Худат» сближает города
После длительного перерыва восстановлено регулярное пароходное пассажирское движение судов между Гурьевом и Астраханью.
Возобновление судоходства в низовьях Урала ускорили благодаря внедрению предложения научного сотрудника Урало-Эмбенской научной базы Фортунова об укреплении берегов канала с использованием камыша специальным способом. С 1 июня 1953 года Гурьевский речной порт организовал регулярную экскурсию на катере до острова Пешной по Уралу с выходом в море.
В 1964 году начал действовать Гурьевский речной порт в его современном виде, он оснащается новой грузоподъёмной техникой. В 1982 году порт полностью механизирован.
В 1960-е годы из Гурьева по Уралу и далее по Каспийскому морю, затем вверх по Волге ходил пассажирский теплоход «Худат». Он произвёл настоящий фурор. Это было САМОЕ КРУПНОЕ судно, когда-либо ходившее по Уралу: длина – 68 м, ширина – 9,7 м, осадка – 2,5 м. Оно не проходило по высоте под существующим и сейчас автомобильным мостом.
В связи с освоением шельфа Каспийского моря водный транспорт Атырау может получить интенсивное развитие. В 2020 году на Урало-Каспийском канале после большого перерыва проведены дноуглубительные работы. Если они станут регулярными, а также будут построены нефтяные терминалы и расширен Атырауский речной порт, то объём перевозок грузов, по оценкам экспертов, к 2030 году может возрасти до 14 млн. тонн.
Цифра просто фантастическая. Если даже удастся выполнить её наполовину, то и это будет неплохим достижением, учитывая сложное положение водного транспорта Атырауской области в первое десятилетие после развала Советского Союза.
Во всяком случае, наши южные соседи ВОССТАНАВЛИВАЮТ МОРСКОЙ И РЕЧНОЙ транспорт. Они установили прочные деловые контакты с ТОО «Судоремонтный завод». Сегодня это предприятие, одно из старейших в Уральске, вовсю выполняет заказы атыраусцев: строит для них паромы, земснаряды, насосные станции. Для рыбаков Атырау сооружён рыбный цех для хранения и переработки рыбы (плавучий холодильник) водоизмещением 300 тонн. Регулярно ремонтируется приписанный к организациям Атырау флот.
По заказу акимата Атырауской области Уральский судоремонтный завод построил пассажирский теплоход на основе советского проекта Р-118 типа «Фонтанка» на 60 посадочных мест и пассажиров вместимостью 100 человек. Сегодня это судно ходит по Уралу по весьма интенсивному графику: перевозит атыраусцев и гостей города, на теплоходе регулярно устраиваются экскурсии.
Заводчане доработали проект с учётом особенностей Урала и готовы построить такой же теплоход, если поступит ещё один заказ от властей Атырау. По некоторой информации, такой заказ – дело времени.
Завалились
На таком фоне с «восстановлением» водного транспорта в ЗКО полный завал. Идёт не восстановление, а деградация. Из Атырау поступали предложения возобновить перевозки из Уральска очень востребованной в Северном Прикаспии речной ПГС. Оттуда в Западно-Казахстанскую область можно по Уралу доставлять нефтепродукты.
Летом к директору судоремонтного завода Владимиру Самсонову обратился предприниматель из Атырау: он хочет наладить перевозки в Уральск по Уралу кормовой ракушки. Но на чём возить? Барж практически не осталось, буксиров-толкачей тоже кот наплакал (раньше их в Уральском пароходстве было 45). Дачников скоро перевозить будет не на чем! А заказы уходят в Атырау.
– Будут заказы из ЗКО, мы не только вторую «Фонтанку», хоть «Москву» для уральцев построим: кадры и технические возможности для этого есть! – говорит Владимир Самсонов.
Что и говорить, хороший пример возрождения водного транспорта подают нам атыраусцы, тоже пережившие развалы и кризисы.