Уральск в «спящем» режиме
До окончания пассажирской навигации осталось меньше месяца, а дотация перевозчику ТОО «Урал Флот Сервис» до сих пор не поступила. Экипажи теплоходов «Арина» (линия Уральск — Учужный затон) и «ПС-1» (Уральск — Барбастау) месяцами не получают зарплату. Растут их задолженности по кредитам, людям нечем кормить свои семьи.
После июльской забастовки, когда речники увели суда в Затон Чапаева, перевозки производятся нерегулярно, по «рваному» графику. На минувшей неделе суда снова не вышли на линию, и вконец расстроенные садоводы снова потянулись через лес на лодочную переправу. Некоторые отправились домой: говорят, по состоянию здоровья они не могут «прыгать по лодкам».
Руководитель ТОО «Урал Флот Сервис» Алибек Джангазиев и капитаны судов обращаются в городской акимат, городской отдел ЖКХ, другие инстанции с целью наладить диалог, добиться поступления дотации, но тщетно. Хотя депутаты городского маслихата вопрос о выделении субсидии решили положительно ещё на зимней сессии.
Чтобы деньги дошли до перевозчика, необходимо издать постановление о признании речных пассажирских маршрутов до Учужного и Барбастау социально значимыми и убыточными. Однако такого постановления до сих пор нет. В результате речникам уже в который раз приходится покупать топливо, которое постоянно дорожает, в долг. Дорожают и запчасти, которые приобретаются в России. Их приобретение, как и поиски топлива, превращаются в настоящую нервотрёпку.
Как рассказали перевозчики, некоторые ответственные работники советуют им писать «письма от третьего лица» — авось, дотация дойдёт. В 2018-2020 годах выделялось субсидия в сумме 18 миллионов тенге. С учётом подорожавших запчастей и топлива необходима более солидная дотация.
В половодье, как известно, переправляться через Урал опасно, особенно в ветреную погоду. Минувшей весной выручил «перевозчик Володя», арендовавший моторную лодку. Дачники им довольны: работал он просто замечательно, по теплоходному маршруту, перевозя пассажиров в Учужный и обратно с пристани в Куренях. Появится ли такой Володя весной 2022 года, неизвестно.
Перевозить пассажиров в половодье безопаснее на теплоходах, но они начинают ходить только 1-10 мая. Поступи вовремя дотация — речники бы смогли подготовить суда к работе и начать навигацию 20-25 апреля, как это было раньше. Но субсидия каждый год запаздывает. О необходимости её своевременного выделения, исключения забастовок и обеспечения безопасности речных пассажирских перевозок автор этих строк сказал акиму Уральска Абату Шыныбекову, выступая на конференции УГОСО. Глава города заметил, что никаких проблем с дотацией не будет.
Пока вопрос с ней решается в таком «спящем режиме», дачники продолжают прыгать по лодкам. А ведь это, в основном, пенсионеры, ветераны труда, заслуживающие подобающего к себе отношения: они выращивают на своих участках экологически чистую продукцию, поставляют её на наши прилавки, заботясь тем самым о здоровье горожан.