Цена знаний
Не так уж давно из вузов ушло поколение среднего возраста. Остались ветераны и молодёжь, которая не смогла устроиться в другой сфере или имела тягу к преподавательской деятельности, независимо от заработка. Когда же в стране начал развиваться бизнес, частные структуры стали буквально вырывать среднее преподавательское звено, ведь ему тоже нужны были «мозги». Но вот в вузах научились работать в новых условиях, повысили зарплату, и многие ушедшие в другие сферы начали сотрудничать с университетами.
По мнению некоторых экспертов начала 2000-х, такая система даже лучше, так как обеспечивает связь теории и практики. Но ведь проблема закрепления молодых преподавателей по-прежнему существует! Как-то ректор Актауского университета сетовал на то, что не может удержать талантливых ребят, поскольку нефтяные компании предлагают им 200 000 тенге, а он может только 40 000 – штатный оклад не позволяет.
Получается, что от вузов требуют подготовки кадров самого высокого класса, а специалисты, которые могут их вырастить, уходят в другие сферы. Поэтому систему оплаты труда педагогов нужно менять основательно.
Ещё в 2010 году тогдашний президент Ассоциации высших учебных заведений РК Рахман Алшанов в одном из интервью прямо заявил:
«Годовая нагрузка у наших преподавателей составляет 700-1000 часов, в то время как в западных вузах она составляет 100-200 часов. В оставшееся время западный преподаватель повышает собственную квалификацию, а наш работает со студентами, не поднимая головы».
Кстати, Алшанов тогда, как говорится, на всех уровнях разъяснял следующую вещь.
Казахстан объявил о переходе к западной кредитной системе, а методика осталась старой. Кредитная система заставляет учащегося работать самостоятельно. Преподаватель не должен брать в руки учебник и перечитывать его студенту. Можно в пять раз сократить часы, изменив подход к обучению. Тогда вместо пяти педагогов вуз будет держать одного, появится возможность повысить зарплату, отмечал Алшанов.
Сегодня часто звучит критика по поводу уровня подготовки молодых специалистов. Да, проблема существует, но тут нужно быть объективным.
Балхашская медь и усть-каменогорский цинк признаны Лондонской биржей в качестве эталона. Но кто-нибудь задавался вопросом: кто готовил специалистов, добывающих «эталон»? По экспорту муки Казахстан на лидирующих позициях в мире (а в 2010 году он даже занимал первое место). Кто учил мукомолов? По экспорту дублёной кожи мы тоже в мировых лидерах. Кто обучал специалистов кожевенного дела?
Никто не ездит учиться на мукомола и кожевника по программе «Болашак». А подавляющая часть преподавателей в казахстанских вузах – отечественные. Другое дело, что в области информационных технологий, космоса подготовка специалистов у нас практически не ведётся, но ведь такая задача и не ставилась!
Экономика страны изменилась, стала рыночной, мобильной, многоотраслевой. В Казахстане сейчас около 100 сфер обслуживания, а также почти 60 отраслей в промышленности. При этом спрос на специалистов того или иного профиля небольшой. Вузам же рентабельно готовить кадры при большом наборе. Кроме того, сегодня предприятия самостоятельно определяют свою кадровую и бюджетную политику.
Когда вузы просят дать заказ на специалистов заранее, никто не может его определить. В таких условиях подготовка адекватных кадров становится проблематичной.
За рубежом крупные компании готовят кадры из специалистов общего профиля. Те же «Пепси-кола» или «Кока-кола» обучают особенностям своей работы в закрытых университетах. Мы же, как отмечалось на многочисленных «круглых столах», готовим бакалавров и магистров общего направления, а когда их нужно доводить до кондиции, возникает вопрос качества преподавания. Но если вузы не знают, с какой сферой, с каким оборудованием и с какими тонкостями в работе столкнётся выпускник, как они будут готовить нужных специалистов? Именно этот стык во многом остаётся незакрытым и постоянно вызывает споры и противоречия между вузами и производством.
Доквалификацию специалист должен получать в стране-производителе оборудования, на котором ему придётся работать, или на рабочем месте.
Ещё лет 8-10 назад эксперты, тот же Р. Алшанов, например, отмечали, что число обучающихся в вузах уменьшается, сокращается количество заочников и многие ушли в колледжи. Такое сокращение и переориентация абитуриентов на колледжи, мягко говоря, не очень хороши для инновационной экономики.
Сегодня, когда технологии часто меняются, знания, полученные студентами на первом курсе, устаревают на втором. Потому сейчас особенно востребованы адекватные кадры. Необходимо налаживать реальное взаимодействие между вузами и предприятиями, иначе полноценной подготовки квалифицированных, работающих прежде всего на экономику, кадров не получится.