Сотрудничать выгодно

22 декабря 2022
0
730

В период мировых финансово-экономических потрясений многократно возрастает значение экономических союзов, в том числе ЕАЭС. В Евразийский экономический союз входят Казахстан, Россия, Белоруссия, Армения и Кыргызстан. Статус наблюдателей в ЕАЭС имеют Молдавия, Узбекистан и Куба. Как и в любой структуре, в союзе бывают споры, противоречия, но они решаются в рабочем порядке. И это не должно быть поводом для спекуляций.

Агентство «Kazarhstan Today» приводит очень показательное заявление Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, которое он сделал в ходе недавнего заседания Высшего евразийского экономического совета в Бишкеке:

«Хотел бы ещё раз подчеркнуть: Казахстан искренне и предметно заинтересован в развитии интеграции. Ни о каком притормаживании интеграционных процессов со стороны Казахстана не может быть и речи. Казахстан, напротив, предпринимает все усилия для усовершенствования процесса экономической интеграции в полном соответствии с договором о ЕАЭС, в интересах всех государств-участников союза и, конечно же, с учётом национальных интересов нашей страны».

Казахстанский лидер внёс конкретные предложения по обеспечению свободного транзита товаров по территориям государств-членов ЕАЭС. Необходимо, в частности, ускорить вступление в силу соглашения о применении навигационных пломб для отслеживания перевозок.

Такая мера стала бы хорошим примером положительного влияния цифровизации на интеграционные процессы. Оптимизация мер государственного контроля, предусмотренное данным соглашением, значительно расширит предпринимательский и транспортно-транзитный потенциал экономического союза, подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

По данным ООН, наша страна входит в 30-ку самых оцифрованных государств в мире: более 90% госуслуг в РК оказываются в электронном формате.

«Нас беспокоит пробуксовка процессов на определённых направлениях, – отметил по этому поводу К. Токаев на саммите в Бишкеке. – В частности, речь идёт о цифровой повестке союза. Казахстан достаточно далеко продвинулся в этом направлении».

В Казахстане созданы законодательные условия для конкретного развития IТ-технологий и инноваций. Успешно работает международный технопарк IT-стартапов. Развивается криптоиндустрия, внедряется цифровой тенге.

«Наша задача как союза – стать ведущим игроком в сфере цифровых технологий, криптоэкосистемы, финтека. И эта задача вполне выполнима», – сказал Токаев, отметив, что Россия, Белоруссия и Армения «исторически имеют значительный опыт в вышеназванных сферах».

Лидер Казахстана призвал страны ЕАЭС усилить работу в этом направлении.

Большое значение для улучшения торговли в странах ЕАЭС и за его пределами имеет развитие мировых транспортных коридоров. И вот произошло событие, которое давно прогнозировалось экспертами: морской порт Актау и паромный комплекс – порт Курык включены в сеть международных транспортных путей. Как передаёт «Казинформ», об этом сообщил на «круглом столе» по глобальным инвестициям заместитель председателя Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Касым Тлепов.

Мощность нового казахстанского логистического узла – 21,2 млн тонн в год. Порты Актау и Курык пресекаются с международными транспортными коридорами Север-Юг и ТРАСЕКА. Для увеличения грузопотока и контейнерных перевозок по транскаспийским маршрутам к 2025 году в порту Актау планируется создать контейнерный хаб.

Он включён в Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны». Общая стоимость проекта – 10,4 млрд тенге. Как сообщил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Алмаз Идырысов, предполагается переориентация на Транскаспийский маршрут части транзитных грузов, следующих из Китая в Европу, и развитие контейнерной линии Туркменбаши – Актау – КНР.

В реализации этих проектов большая роль отводится порту Курык. Он находится на восточном побережье Каспия в заливе Александра Бековича-Черкасского около мыса Саржа, в 17 км к западу от посёлка Курык Каракиянского района Мангистауской области. Здесь построен современный порт, глубина у причалов 7 метров.

В порту Курык планируется строительство производственного комплекса, в который войдут судоремонтный завод, предприятия по производству металлоконструкций и кессонов для нефтегазовой отрасли в Каспийском море.

Оно, кстати, имеет важнейшее значение как главный транспортный узел. Около Каспия коридор Север-Юг разделяется на три части: одна проходит по западному побережью, другая по восточному, третий путь – через само Каспийское море из Астрахани в иранский порт Энзели (Бендер-Энзели) и далее в Индию. Такой путь из Северной Европы гораздо короче, чем через Суэцкий канал!

Так что транспортные маршруты через Каспий и по его побережью имеют большие перспективы. Предприятия Западно-Казахстанской области тоже могут участвовать в каспийских логистических проектах в двух направлениях: сбывая по упомянутым маршрутам свою продукцию, а также участвуя в работах по обустройству транспортной инфраструктуры.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top