Откуда ты тёк – покажет тек (происхождение), а ру (род) чей – журчит ручей!
(Продолжение. Начало в № 25-30)
В русском языке среди десяти значении «от» нет понятий, что это «огонь, трава, пыл, жар, энергия, очаг, семья», как в казахском языке. Однако, исходя из причинно-следственной связи, что огонь, трава, энергия, очаг, семья являются началом начал многих биологических и физических процессов, очень интересно посмотреть на эти значения: 1. Указывает на исходную точку чего-нибудь. 2. Указывает на источник чего-нибудь. 3. Указывает на непосредственную связь с чем-нибудь, с какой-нибудь деятельностью. 4. Указывает на целое, к которому принадлежит часть. 5. Указывает на что-нибудь удаляемое, избегаемое, подлежащее устранению, прекращению, направленное против чего-нибудь. 6. Указывает на причину, основание чего-нибудь.
7. Указывает на другой предмет, который противопоставляется первому. 8. Употребляется при обозначении даты документа. 9. В выражениях: год от году, время от времени, день ото дня, указывая на временную последовательность. 10. Удаление, устранение чего-нибудь, движение в сторону.
И тогда нет ничего удивительного, что в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова от «от» идет 16 страниц производных слов прямо коррелирующих с казахскими словами. Сравните сами. Беру лишь маленькую часть.
Все, что связано с огнем: от-жалын (горячее пекло, огонь, пламя); от-жігер (огонь, энергия, пыл); отты (огненный, пламенный); оттық (зажигалка); оттылық (пламенность, горячность); отын (топливо, дрова); а в русском языке – это слова отгореть, отблеск, отжечь, отогреть, оттаять, оттенить, оттепель, отток. И понятно, когда старый человек с грустью говорит: «Когда-то и во мне от (огонь) жыл (год) жил, но я свое отжил».
Все, что связано с травой: отау (полоть, пропалывать); отаю (покрываться, зарастать травой); отақ (прополка): отар (отара, отгонное пастбище); отарлы (отгонный); оттау (пастись); отты (травянистый); оттылық (травянистость); отшыл (любящий пастись); оттық (кормушка); а в русском языке – это слова отава (трава выросшая в тот же год на месте скошенной); отара (большой гурт овец); отгон (пребывание на пастбище); отросток, отсев, отцвести. А поэтому, когда оттаю, то буду отаю (покрываться травой), ибо от (траву, огонь) таю в себе.
Все что связано с понятием Родины: Отан (родина, отчизна, семья, очаг); отандас (соотечественник); отандық (отечественный); отаншыл (патриот); отау ( молодая семья); отбасы (семья); а в русском языке – это слова Отечество, отец, отеческий, отечественный, отчий, отрок, отрочество, отче наш. И поэтому на всем евразийском пространстве нам так близки слова:
«Отанды сүю – от басынан басталады (Любовь к Родине у семейного очага зарождается)». А ещё добавляли: «Отан оттан да ыстық (Родины тепло – огня жарче)».
Орман (лес) и он всегда ор ман
Гласные звуки «а» и «о» в казахском и русском языке проросли архетипами ар (честь, достоинство) и ор (канава, ров, яма, западня, ловушка, крупный, большой, темно-рыжий, бурый, жать, косить, порезать).
Об ариях мы уже рассуждали при рассмотрении слова ар, а ории зафиксированы в Валесовой книге. Считается, что ор (орей, орь) был первопредком славян, который был отцом Кия, Щека и Хорива. Есть утверждения, что в равной степени можно считать ариев ориями, и наоборот. Производные от ар в казахском языке мы уже рассмотрели, а теперь посмотрим на ассоциации вокруг ор. Если приглядеться к реке Орь, впадающей в Орал (Урал) на берегах которой распологается Орск, то это место – где великий Туранский прогиб, когда-то соединявший между собой Северную и Южную систему морей, разделявший Азию и Европу. Здесь жило многоликое братство с Алтая как ораты (скотоводы) и бывшие борджигинами – рыжеволосыми и голубоглазыми.
Все это говорит нам многогранное слово ор. Да, огромнейшая канава, ров геологического прогиба, тянующегося с севера на юг как продолжение Уральских гор и переходящего в Прикаспийскую впадину, в которой остатки воды сотни раз менявшего названия Каспийского моря, соединявшего Северный ледовитый океан с Индийским океаном. Следы этой жизни в огромных запасах нефти и газа, имеющих органическое происхождение, которые добываются в Оренбурге (Орынбор), Карачаганаке (Черный залив), Тенгизе (море), Иране (страна Ра). Посмотрите на карту – это действительно орта (середина), где образуются две половины – Азия и Европа. Испокон веков в Прикаспийской впадине и выше жили половцы, у которых волосы были рыжие как полова. И именно они составляли основу не канувшей в лета Дешт-и-Кипчак, Хазарии и кипчаков, наследники которых живут в Казахстане, России, Украине, Белоруссии. И как тут не вспомнить, что Казахское ханство, 550-летие, которого мы будем праздновать в 2015 г., начиналось с этих мест, где Жанибек и Керей – правнуки Орыс хана имели свои первые столицы Ак Орды, среди которых Сарайшык на берегу реки Орал, где невдалеке сегодня ставка Орды – последнего казахского хана Жангир-хана, как священная память об Ак Орде. И нет парадокса в том, что орыс (русский) и Орыс-хан звучат одинаково, ибо когда все это возникало не было деления на современные государства и думаю равноправно сплетались и переплетались на евразийских просторах орыс, ақарыс, жанарыс и бекарыс в арыс (союз), который не раз спасал евразийские народы и это генетическое чувство общности живет и в 21 веке.
Здесь испокон веков жили крупные, большие темно-рыжие люди богатуры-богатыри, которые жали злаки, косили траву. Водились в верховьях бурые медведи, что могло становиться западней, ловушкой.
Так всего две буквы ор раскрывают историю и географию этого архетипического понятия.
Другие слова казахского языка подтверждают эти утверждения, а реконструкция русскими словами показывает многовековое соседство, звуковую близость, и в ней нет ничего случайного.
О, я уже оя (совершеннолетний)
В казахско-русском словаре корневое слово оя (совершеннолетний) квалифицируется как устаревшее. А жаль, ибо в этих двух буквах великая связь времен и народов близкая к Аз и Я. И в этом ряду слово ояу (наяву, бодрствующий) уникально, ибо в русском языке оно просто распадается на о, я, у (наяву).
Столь же показательны слова:
«Поэтому в связке оя (совершеннолетие) – ұя (гнездо) – үй (дом) глубокая символика: «О, я уже совершеннолетний, покидаю гнездо и строю свой дом и кую свою үй-күй (семью)».
Это его өң (лицо) и это точно он
Блок двухбуквенных слов, начинающихся с «Ө» также очень познавателен и включает звуки – предупреждения: өз (свой, родной); өн (на протяжении, в течение чего-либо); өң (лицо, облик, вид, оттенок, лицевая сторона, явь); өр (подъем, возвышение, упрямый, гордый, несгибаемый), өт (желчь, желчный пузырь, средоточение), өш (злоба, месть, мщение, падкий до чего-либо).
Обращает внимание смысловая перекличка в конструкциях өң (лицо, облик, вид) – оң (правый); өр (подъем, возвышение, упрямый, гордый) – ор (канава, ров, крупный, большой); өт (желчь, средоточение) – от (огонь), если учесть, что желчь – это продукт печени, являющейся печкой тела человека, которая переваривает пищу желчью. Поэтому словосочетание в русском языке отток желчи можно ассоцировать как өт (желчи) ток и от (огня) ток. А өң (лицо, облик, вид) – это ещё и бет (лицо) как показатель бед, которые время оставляет на лице. И кто он, мы узнаем по өң (лицо, вид). А что касается ор, то он не только крупный и большой и рыжий, но ещё и өр (упрямый, гордый). И это второе двухбуквенное слово «өр» дорисовывает характеристику ориев – евразийцев, вышедших из священной орды, ставшей сегодня Ак Ордой.
Па (изумление, восхищение) превратилось в папа
И пай-пай (восхищение)
Поскольку о звуке «па» мы уже говорили, то просто приведу слова, идущие от па, в которых точно есть восхищение: паш (известный, прославленный), паша, паж, пау (возглас, восхищения, изумления), пафос, парықты (толковый). Папа (защитник, покровитель), паң (гордый), паңдан (быть гордым), Папа Римский, парад, парасат (рассудительный, здравый смысл), пайда (польза).
Рушыл (приверженец родовых отношений) ру не рушил
Всего одно двухбуквенное слово ру (род) на букву «р» но какое! От него идут наши древние руны и енисейские письмена, запечатлевшие истории алтайцев, которые растеклись по всей Евразии, неся с собой рух (дух) развития. И сегодня ру и рух – в словарях многих народов. Примечательно, что в III-IV вв. н. э. на реке Аргунь и верховьях Амура часто упоминается родовая ветвь Тарак Киян (Кыйян, Кыят, Кият, Куат, Кут). На древнетюркском и монгольском слово «Киян» значит «большой поток, текущий с гор в низину». Профессор Ю.А. Зуев в статье «Самое сильное племя» пишет, что у хуннов одним из главных идеологических символов был «белый поток» Млечного пути – Киян, в понятие которого входило представление о божественной (земной и небесной) Реке.
Очень загадочно и показательно, что в современной украинской символике большая роль отводится трезубцу, который был тамгой – родовым знаком ветви Тарак Киян. В Монголии такой знак установлен на месте рождения Чингисхана. Так что Кияне и Киянки (киевляне и киевлянки), тоже пришли с Алтая, а не только «Московская Орда», которую поносят сегодняшние атаманы, рвущиеся в Европу.
(Продолжение следует)
Виктор Киянский,
депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан,
член Ассамблеи народа Казахстана, академик МАНЭБ и МАЭ,
доктор технических наук, профессор