Откуда ты тёк – покажет тек (происхождение), а ру (род) чей – журчит ручей!

23 июля 2015
0
2440

(Продолжение. Начало в № 25-29)

Эти слова также сигналы об угрозах.
Кушай же, хочешь же (есть)?
Хватит же, оставь жә (хватит, оставь).
Слышу жу, когда жужжит вода и хочет жу (смывать)
Не зуди, когда зу (свист, гул).
И я да говорю, если ия (да).
И е хозяин, кто ие (владелец) говорит.
Ит (собака) скулит, бежит, сидит. Скул ит, скулы ит в скуле.
Что есть мы – это ми (мозги, ум), но можем попасть в трясину, что тоже ми (трясина, болота).
Ма, ты здесь ли? Мама, я хочу мама (женская грудь).
Не то ни то, что не. Не (ни… ни, не… не; не то… не то)
Ну и ну, какой ты ну (дремучий).
К у (угроза, злой, злость, яд, отрава) ведет қу (хитрец, плут, лебедь, сухой, бледный, лукавый). И если к у угроза, то следует ее қуу (гнать, отгонять, прогонять). Если қу – это лебедь, который бывает хитрый и злой, то кулик тоже қулық (пронырливость, плутовство) и в нем қу лик виден. У молодой кобылицы, ожеребившейся в первый раз – қулық, тоже виден – к у лик при защите своего жеребенка.

Мә (на тебе) мама (грудь), говорит мама

От звуков ма, па, на всем евразийском пространстве, пошли слова самые близкие для любого человека. Из ма – вопроса и просьбы родилось слово мама. В казахском языке это слово обозначает еще и материнскую грудь.

Па (междометие выражающее восхищение) – па шіркін, ат-ақ екен! Вот это конь! Оно легло в основу слова восхищения папа, которым нарекли и Римского Папу. Тата (папа) и нана (мама) из двойных сочетаний также широко распространены.

Вполне обоснованно предположить, что наши предки, создавая слова для обозначения самых близких родственников, не могли не задействовать короткие двухбуквенные призывные звуки, рационализируя свои первичные коммуникации. Поэтому не случайно, что звуки ба, де, да, те, па, ма в словах, деда, баба, тетя, дядя, батя. Те, к кому мы чаще всего обращаемся с просьбами и жалобами в случае угроз просто состоят из уже известных нам двухбуквенных слов, пришедших с Алтая. При этом обратим внимание, что в казахском языке слово мама имеет еще значения материнская грудь, коновязь. Если внимательно посмотреть на некоторые казахские и русские слова, то в них можно точно увидеть простые комбинации.

Двухбуквенные слова оказались очень пластичными для создания четырехбуквенных слов, очень узнаваемых в казахском и русском языках. И порой очень трудно отличить, написано это слово на казахском или русском языке. Для примера приведу лишь маленькую часть из этих наблюдений:

аума, айда, аура, ауыр, аяну, атты, арыс, әйда, әйел, баба, бажа, бузу, басы, бата, батя, бату, бужу, бежи, гуле, гулы, гу-гу, гуси, даму, дамы, дана, дара, дари, дару, дуду, дыба, дубы, дата, душа, егер, елес, еміс, ерке, ярка, ярко, жала, жужжу, жана, журю, жуық, жуки, зуза, зужу, зубр, итті, изба, коса, косу, қуат, кума, маза, мама, мана, мани, машу, милы, мала, мура, мужи, мука, ойна, орай, отче, отава, отан, отты, оялы, ояну, умер, папа, пара, рама, рулы, рушы, сужу, сушу, таба, тону, тужу, тура, тара, уйма, уйду, уйми, улан, улық, уста, шуба, шуми, шу-шу, тушу, ықар, ішік, ішім, ішіс, ішіп-же.

От единых звуков детства человечества «баба» и «мама» мы все на евразийском континенте, что увековечено в каменных изваяниях и рукотворных курганах.

Что есть мы – это ми (мозги)

Дуализм казахской философии мироустройства – на каждом шагу. В любом факте, событии, славе, предмете степняки видят две стороны медали. Поэтому одно и то же слово имеет совершенно противоположные значения в зависимости от контекста. Значения слова ми: мозг, ум, грязь, болото. И что есть мы в конечном счете покажут ми (мозги). Ми (рассудок) может поднять человека на вершину жизненного успеха и он же может привести в болото предрассудков и болото жизни. Ум дан человеку для того, чтобы не попасть в трясину жизни, которая подстрегает нас на каждом шагу ловушками. Поэтому нам милы те, кто милы (мозговитый, умный), а та, что часто мигала – это миғұла (глупая, тупая) и даже милый бывает милау (бестолковый, профан). И когда мидай (голая степь) жизни, то мы просим Всевышнего: «Ми дай нам, мы в опасности».

Құдайға шүкір (слава Аллаху), Құдайбергенову Галиму Всевышний дал ми (мозги) и мы это видим. Он оправдал свое имя и фамилию. И ему дала (степь) все дала и отдала. Каждый год, когда приходит весна его манит степная даль и ей он отдает свою душу и сердце. Тучные поля пшеницы и тучные стада – это его богатырская удаль. И ему тоже милы те, кто милы (мозговитые), а поэтому у него прекрасная команда близких людей во главе с жар – Светланой Мухамбетовной и сыном Арманом. И этот мозговой центр обеспечивает лидерство в производстве зерна и муки на очень конкурентном рынке Казахстана.

Очень важно, что идя все дальше и дальше, Галим Кульжанович проявляет свою удаль, не отдаляясь от друзей.

Бу (не давать покоя, пар), жу (мыть, смывать) и поэтому бужу спящих

Ещё во многих русских словах эти звуки напоминанием об угрозе: бубен, бугай, бука, будоражить, буйство, булат, бунт, бунтарь буравить, бурда, буревестник, бурливый, бурчать, буря, бухнуться, буян, буянить.

Жужелица, жужжать, жуир, жук, жулик, жуликоватый, жулить, жульничать, жулябия, жупел, журить, журиться, журчать, жуткий, жутко, жуть, жухнуть, жучить.

Учитывая, что в казахском языке есть ещё буквы ұ, ү кроме у, то слово-образование значительно шире и включает не только угрозы, но и созидательные процессы, связанные с водой, паром, бульканьем. Но меня больше всего подкупает, что в реке жизни, с которой связывают течение крови в человеке эти звуки явно прослеживаются:

Жүрек (сердце) – это жу рек (жур рек, на жуу рек похоже своим журчанием); бүйрек (почки) показывает буй, буйство реки – это буйки рек, показывающие как заилена река и это не дает покоя; көкірек (грудь) – это коко рек, кормилица реки жизни. А поэтому, когда есть емшек (грудь), то ем шик это. Когда нет төс (грудь), то тоска берет и почти умираю, когда долго нет омырау (грудь). Какие удивительно близкие звуки и ассоциации в казахском и русском языках. Такое сходство подтверждает слова О. Сулейменова: «Ни в каком другом языке так точно не сохраняются тюркизмы, как в русском. Мне в этом приходилось убеждаться, работая над «1001». Даже монгольский по общему признанию тюркологов наиболее родственный корёжит тюркизмы до неузнаваемости. В русском же сберегаются порой мельчайшие диалектные изгибы тюркского слова».

Ой, меня посетила ой (мысль)

Ой (1. мысль, дума, сознание, ум, замысел, мнение; 2. низина, низменность, впадина, котловина; 3. ой, ох, ах).
Оқ (1. стрела, пуля, снаряд; 2. ось);
Ол (он, она, оно, тот, та, то);
Он (десять), оң (правый), он (1. глубокий обрыв; 2. пожирать, съедать все);
Ор (1. канава, ров, яма; 2. западня, ловушка; 3. темно-рыжий, бурый; 4. крупный, большой; 5. жать, косить, смыть);
Ос (стегать, хлестать, подстегивать, резать, причинять сильную душевную боль, огорчать);
От (огонь, страсть, пыл, очаг, семья, трава);
Ою (орнамент), оя (совершеннолетие).

Как только человек говорит «ой», значит появилась ой (мысль, замысел) или наткнулся на ой (впадину, котловину) и надо думать, как ее преодолеть, а, можеть быть ой (ах), потому что ой, больно. С «ой» начинается человеческое озарение в осуществлении мечты и поэтому ой-арман (помысел и мечта) – это ой ар ман, который ар манит вдаль всегда. В этой жизни трудно провести грань между серьезным и не серьезным, замыслом, между игрой и серьезной думой. Поэтому «ой» присутствует в серьезных мыслях, играх и любовных приключениях.

Если ойлау (думать, мыслить, помышлять) – ой лаю мысль; ойлап-пішу (обдумывать, взвешивать) – ой лап пишу знак; ойластыру (думать о возможности) – ой лаз тырю для возможности; ойлы (умный, задумчивый) – ой ли задумчивый; оймыш (украшенный орнаментом) – ой мечты изображены. Это все серьезно и достойно.

Если ойна (играть, шутить), то можно ойнақтау (резвиться, играть глазами, пальцами) – ой на к той резвись; ойнақы (игривый, шаловливый) – ой нака какой игривый; ойнақылық (игривость, шаловливость) – ой нака лик игривости; ойнамалы (подвижный) – ой на малы они, если подвижные; ойнампаз (любящий играть) – ой нам пас может сделать; ойнау (играть, шутить) – ой ною шутя. Он дай говорит и он ондай (такой). Это все игра, где проявляется острота и быстрота мысли.

Однако игра может перейти черту и превратиться в опасность: ойнас (блуд, прелюбодеяние, любовник) – ой нас попутал блуд и бес; ойнасқор (блудливый, блудница) – ой на скор очень блудливый; ойран (гибель, разрушение) – ой ран много и гибель; ойрандау (громить, разбивать) – ой ран даю и разбиваю.

Поэтому с детства «ой» принуждает евразийцев быть вдумчивыми, готовыми на шутку и осторожными одновременно.

Испуг, восхищение, догадка в междометии «ой»,
Которое порождает ой (мысль, сознание).
И мысли ой, лаю,
Если ойлау (думаю, мыслю).
И ой, Лану извещу,
Что буду ойлану (думать).
А она скажет – ой , ли
Ты такой ойлы (рассудительный)?
И давай ой, догадай – ой, да гадай,
Что значит ойдағыдай (как следует)?
Смотрел, как красивы оймалы (узоры)
Хоть были ой, малы.
А праздничные оймышты (орнаменты),
Как ожившие ой, мечты.
Но сомневался, ой-лаз стырю,
Если ойластыру (думаю о возможности).
И скажу ой-ка стой,
Если начинают ойқастау (резвиться).
Но если просто ойнақтау (играть),
То лучше ой, на к той,
Которая усмехнётся ой, нака
Какой однако ойнақы (игривый).
Но ой, на клик – ой на, коль лик,
Тут же ойнақылық (игривость).
И ой, на ту
Если хочешь ойнату (резвиться).
Но может испортить ой, нас
Этот первый ойнас (блуд).
Поэтому ой, ною,
Если ойнау (баловаться)
Но сопернику много ой, ран даю,
Если начну ойрандау (громить).
И стелется ой, дым,
Где ойдым (ложбина).
Вновь ой, лаю,
Если об этом ойлау (думаю)
И поэтому очень звучные, точные и ассоциативные синонимы у слова мышление (ойлау): ойыстау – ой и стой, у кого мышление; ойпан – ой пан, у кого мышление!

Он – это он (десять) и оң (правый)

Он прав, ибо за ним он (десять), он десятник, а ещё близко звучащее оң (правый) подтверждает, что он и оң символы для особого внимания. Ондай (такой) может создать ситуацию, когда он дай денег скажет – этот ондай – мұндай (такой-сякой). И, конечно, он дик, если унего ондық (десяток, карточная десятка). А кто они должны сказать оны (кто его знает), ибо онымен (с ним, этим) он и мен может сотворить и обмен и обман.

Оң (правый), где ң с хвостиком придает этому слову не только знак правоты и правоверности, но расположения, движения к правильному или неправильному для ориентации молитвы к Каббе, которая там, где оңтүстік (юг) – он то стык, он туз тик того, что правильно. А поэтому оңқай (правила) – верно. И ему будет оңай (легко), он к ай движению ориентируется, он ай почитает. И он сыну показывает как оңсыну (считать свой поступок правильным), а для этого выбирает он тай, который оңтай (удобный момент, благоприятное обстоятельство). А если кто Всевышнего не почитает, то он оңбаған (подлец, негодяй, проклятый, бестолочь, недотепа) – он Бога не чтит. Когда исправляется, поправляется, то он да становится оңда (исправившийся, удачливый). А если не исправляется, живет без толку, никого не жалеет, то он дерьмо, что выражается четким казахским словом оңдырма (без толку, без результата). Он де туда-сюда мечется, оңды-солды (взад и вперед, туда-сюда) и его только армия исправит, он да солдат будет. Оңы-солынан (справа и слева) он и соль и нан (хлеб) получит и поймет, где правое, а где левое. Удивительная философия исправления в близких евразийских словах, идущих от слова оң (правый).

От от (огонь, трава, очаг, семья) идет Отан – Отечество

Не меньшее ассоциативное значение имеет слово от (1. огонь; 2. страсть, пыл, жар, энергия; 3. очаг, семья; 4. трава). От этого от (огонь, страсть, пыл) идут понятия Отан (родина, отчизна, семья, очаг), отбасы (семья), Отечество, Отче наш, отау (молодая семья, дом молодых, гнездо), отырықты (оседлый) – отрок ты. Главный огонь мира – это Солнце. От него идет этот от (огонь) на Земле и от него вся энергия, дающая от (траву), от которой тучные стада скотины и отары овец, где тоже угадывается от (огонь). Поэтому евразийцы-тенгрианцы были огнепоклонниками и воздымали руки к Тенгри, где восходило Солнце над Отан-Отечеством.

(Продолжение следует)

Виктор Киянский,
депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан,
член Ассамблеи народа Казахстана, академик МАНЭБ и МАЭ,
доктор технических наук, профессор

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top