Крестовоздвиженская единоверческая церковь

9 мая 2024
0
4457

(Окончание. Начало в № 18)

Фрагменты досоветских фотографий с изображением церквиК 1884 году церковная библиотека увеличилась до 150 томов. Приход в Уральске, Трекинской станице и поселках состоял из 189 дворов с населением в 447 человек мужского пола и 449 – женского. Там же проживали старообрядцы в числе 786 дворов (1772 мужчин и 1956 женщин).
В ночь на 5 октября 1887 года церковь подверглась ограблению со взломом. Похитили около 28 рублей «серебряной и медною монетою».

По случаю чудесного спасения царской семьи 17 октября 1888 года, прихожанами в 1888-89 гг. собраны средства на приобретение 200-пудового колокола. Согласно принятому причтом и прихожанами решения, на колоколе должны быть изображены: пророк Осия, преподобный мученик Андрей Критский, благоверный князь Александр Невский и Мария Магдалина. Ранее приобретенный, в 1887 году, 120-пудовый колокол решено пожертвовать в строящуюся в Трекинской станице Покровско-Богородицкую церковь.

С 1889 года причт пополнился сверхштатным священником.

К концу 1890 года приход состоял только из жителей Уральска в числе 166 дворов с 360 мужчинами и 356 женщинами. Меж них проживали 82 двора старообрядцев (211 мужского пола и 296 – женского).

Церковная библиотека в 1890 году насчитывала 180 томов.

31 января 1894 года при церкви открылась школа грамоты. В 1895 году в ней учились 15 мальчиков. Церковная библиотека содержала 200 томов.

В 1894 году казачкой Михеевой Александрой Васильевной в церковь передан 500-рублевый билет 4% внутреннего займа 1891 года. Сумма считалась неприкосновенной, а 4-процентный доход по ней принадлежал причту для «вечного поминовения» ее мужа – казака Михеева Дионисия Евпловича на литургиях, а 1 июня и 8 декабря совершалась по нему панихида.

Также в церковь пожертвованы 4 Свидетельства государственной 4% ренты от казака Сладкова Евсигнея Филимоновича в память скончавшейся супруги – Анастасии Давыдовны. Годовые проценты по одному билету предназначались на благоукрашение храма, а трех остальных причту на «вечный помин» супруги на литургиях и панихидах 6 августа и 22 декабря.

Казачкой Мусатовой Анастасией Никитичной передано Свидетельство государственной 4% ренты в 100 рублей, чтобы годовыми процентами мог воспользоваться причт и вечно поминать при жизни за здравие, а по смерти за упокой.

С 24 по 26 декабря 1897 года здесь находилась Табынская Чудотворная икона Божьей Матери во время следования в Уральск и Самарскую губернию.

В 1899 году в церковной школе грамоты обучались 46 мальчиков.

В 1904 году пристройкою расширено здание церковной школы. Строительство обошлось в 3000 рублей, половину из которых обеспечила сама церковь, а другую – Уральское отделение оренбургского епархиального училищного совета.

15 октября 1906 года на храм подняты новые кресты, а вот точная дата, когда церковь окружена деревянной оградой, неизвестна, но в церковной ведомости за 1907 год она уже упомянута.

Церковная библиотека в 1907 году содержала 378 томов.

На территории прихода в 1907 году находилось 180 дворов единоверцев (204 мужчины и 231 женщина) и 147 дворов православных (161 мужчина и 203 женщины).

В день Богоявления Господня 6 января 1915 года духовенство Крестовоздвиженской, Петропавловской, единоверческой Казанско-Богородицкой с иконами и хоругвями прибыли к Михайло-Архангельскому собору для общего крестного хода на реку Урал. Шествие состоялось при большом скоплении народа, мобилизованных казачьих сотнях, нижних чинах местной команды и двух оркестрах. На середине реки совершено освящение воды, «изо льда была высечена часовня и в середине ея большой крест, трость и копье. От собора вплоть до берега реки по обеим сторонам дороги шпалерами стояли строевыя команды. Когда шествие двинулось от собора, послышалась команда и нижние чины взяли на караул; войсковой оркестр исполнил гимн «Коль славен», при спуске процессии на лед тот же гимн исполнил другой оркестр – местной команды. Впереди шло с хоругвями и иконами духовенство, а за ним военные и гражданские чины с главноначальствующим во главе. Водосвятный молебен совершал смотритель духовнаго училища протоиерей Ярмолюк».

В 1918 году в храме служили: священники Голованичев Вениамин Терентьевич и Данилов Павел Арефьевич, диаконы Давидов Филипп Георгиевич и Спирин Владимир Иоаннович.

Судьба священника о. Павла (Данилова) до сих пор – загадка. По косвенным данным, он расстрелян в 1921 году.

В мае этого года Крестовоздвиженскому храму исполнилось бы 175 лет

В 1929 году Уральским ОГПУ заведено уголовное дело по обвинению в контрреволюции священнослужителей и прихожан этой и Пророко-Ильинской церквей. Одной из причин «пристального внимания органов» к этим храмам являлось неприятие ими идей раскола в русском православии, получившим название «обновленчество» или «Живая церковь». Во время допросов свидетелей и подозреваемых неоднократно упоминалась фамилия Данилова и сообщалось, что тот расстрелян.

«Раньше здесь в церкви был священник Данилов, который за контр-революц. работу в этой же церкви расстрелян…». Эта мысль высказывалась еще двумя допрашиваемыми. Автором настоящей работы делался запрос в спецархив ДКНБ по Западно-Казахстанской области о судьбе священника. Оттуда ответили, что сведениями об этом человеке не располагают.

4 мая 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей составлен акт, согласно которому государству отходили серебряные предметы весом 35 фунтов 29 золотников (около 16 кг). В их числе детали окладов Евангелий, оклады икон, потиры (чаши для причастия), кадило, кресты и венчики с икон.

Губернской комиссией по изъятию церковных ценностей 4 мая 1922 года отобраны 22 серебряных «предмета» общим весом 35 фунтов 11 золотник.

В конце июля 1923 года грабители проникли в церковь. 1 августа уголовным розыском сняты с поезда несколько человек. Среди вещей задержанных оказались серебряные «иконы, кресты и сосуды».

В 1929 году заведено вышеупомянутое дело о контрреволюции в Крестовоздвиженской церкви. Согласно решению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 3 февраля 1930 года, приговорены: протоиерей Левшин Митрофан Александрович к 3 годам конц-лагерей, священник Нагнибеда Иоанн Максимович к 5 годам концлагерей, прихожанин Антипанов Андрей Кузьмич к 3 годам концлагерей, прихожан Олсуфьеву Татьяну Васильевну, Орлову Антонину Дмитриевну, Садикова Алексея Петровича и Елагина Александра Николаевича – к высылке через ПП ОГПУ на Урал
(г. Свердловск) сроком на 3 года.

Настоятелем стал протоиерей Мирон Каллистратович Саблин.

В марте 1934 года составлена опись имущества церкви. Согласно ей, в храме находились: три главных иконостаса с иконами, каждый из них оценивался в 100 рублей, 23 киота с иконами, 20 отдельных икон, круг богослужебных книг, 7 напрестольных Евангелий, 4 из них «в медной оправе», 2 напрестольных креста, 27 священнических облачений, 15 – диаконовских, 200 томов церковной библиотеки и другое имущество.

Пожалуй, последним документом, свидетельствовавшим, что церковь еще существовала, является «Опись изделий и предметов культового характера из драгоценных металлов», составленная 17 апреля 1935 года с участием представителей Госбанка, Горсовета, Горфинотдела и уполномоченного от религиозного общества самой церкви. Согласно этому документу, в церкви находились, а точнее остались после изъятий советской властью и грабежей уголовников: серебряные потир, тарелочка, дискос и оклад Евангелия.

Следующая волна репрессий 1937-1938 гг. для священников, уже отбывших сроки заключения по приговору 1930 года, закончилась плачевно. Левшин Митрофан Александрович расстрелян 2 октября 1938 года, а Нагнибеда Иоанн Максимович – 22 октября 1938 года. Служивший после их арестов в 1929 году протоиерей Саблин М. К. расстрелян ранее – 3 сентября 1937 года.

Решением городских властей 7 июня 1936 года храм закрыт якобы за отказ общины производить его ремонт. По мнению уральского историка Фокина Н.И., тогда же летом 1936 года он разобран.

Во время устройства котлована под строительство нового корпуса областной больницы взору рабочих явились остатки храмовых кирпичных стен.

В мае этого года Крестовоздвиженскому храму исполнилось бы 175 лет.

Владимир Кутищев
Фото из коллекций автора и Р. Сайфуллина

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top