Крестовоздвиженская единоверческая церковь

2 мая 2024
0
6882

Нынешний 2024 год богат на юбилеи церквей в Уральске. В мае, буквально через день, отметят свои 175-летия Крестовоздвиженская и Предтеченская церкви, а более «молодому» Пантелеймоновскому храму минет 135 лет.

Фрагменты досоветских фотографий с изображением церквиС самого начала XIX века правящие архиереи Оренбургской епархии и военно-гражданское руководство Оренбургского края озаботились подавляющим большинством старообрядцев среди православного населения Уральского казачьего войска. По их мнению, одним из важных факторов, способствующих укоренению «раскола» на уральской земле, являлось малое количество церквей. Однако строительство храмов предполагало вложение солидных денежных средств, которых в уральской войсковой казне в избытке никогда не было.

Выход из положения нашли, после настойчивых ходатайств епископа Оренбургского и Уфимского Аркадия и Оренбургского военного губернатора генерала от инфантерии П.К. Эссена 15 июня 1831 года последовал Высочайший Именной указ № 4652, в котором Уральскому войску даровалось право использования откупных сумм от продажи вина для собственных нужд. За это войску вменялось в обязанность построение в течение пяти лет десяти каменных церквей, затрачивая при этом на каждую по 18 тысяч рублей.

Согласно этому решению, в Уральске заложены Иоанно-Предтеченская и Крестовоздвиженская единоверческие церкви, а также православный Александро-Невский собор.

Интересно, что в самом начале кампании по строительству предполагалось, что возводиться будут только православные церкви. Через некоторое время военно-гражданские и епархиальные власти поняли, что людей, исповедующих православие, очень мало среди уральцев, поэтому решено строить единоверческие церкви и только одну среди них православную. Этот вывод сделан на основе мнения Оренбургского благочинного протоиерея Александра Милордова после его поездки по землям Уральского казачьего войска. Он писал епископу Аркадию: «Единоверческия только церкви могут быть приняты по Уральской линии, а для построения православных нет достаточнаго предлога».

Видимо, именно церкви во имя Воздвижения Честнаго Креста изначально было уготовано быть православной. Первое время во всех документах она именно так и называлась.

Закладка церкви произведена 7 августа 1837 года.

Пока не нашлись сведения о первоначальном проекте церкви. Известно лишь, что предполагалось построить ее одноглавой, меньшего размера с увеличенной сметной суммой в 80 292 руб 52 коп. По желанию Императора Николая I предложено строить пятиглавую церковь «по плану составленному в Департаменте Военных Поселений и удостоенному Высочайшаго утверждения». При этом разрешено увеличить сметную стоимость до 119 463 руб. 74 коп.

В конце ноября 1840 года войсковой архитектор Гопиус Андрей Андреевич доложил войсковой канцелярии, что каменная кладка церковного здания завершена, и он просит пригласить для ее освидетельствования кого-либо из оренбургских инженеров или архитекторов.

Первоначально храм планировался как однопрестольный.

Освящение его состоялось 6 мая 1849 года благочинным уральских единоверческих церквей протоиереем Корчагиным Косьмой Иоасафовичем.

Копии метрических и обыскных книг, исповедальные росписи хранились в церкви с 1849 года.
Архитектура храма не предполагала отдельно стоящей или пристроенной колокольни, колокола размещались в самом церковном здании.

Состав церковного причта определен войсковой канцелярией. Он состоял из священника, диакона, двух причетников (дьячков – В. К.) и одного пономаря.

Первым священником стал Александр Павлович Дорошин, рукоположенный к храму 17 октября 1848 года из диаконов Вознесенской церкви Красного поселка Уральского казачьего войска. Во диаконы из дьячков единоверческой Казанско-Богородицкой церкви Уральска 22 октября 1848 года рукоположен Иоанн Федотович Ялов. Дьячок был перемещен из Михайло-Архангельского собора, звали его Иоанн Иоаннович Булалаев.

Годовое жалованье положено от войсковой канцелярии: священнику – 107 рублей 14 ¼ копейки, диакону – 68 рублей 57 ¼ копейки, первому причетнику – 34 рубля 28 ½ копейки, второму – 13 рублей 71 ¾ копейки серебром. Сверх этого, согласно Грамоте государственной военной коллегии от 15 декабря 1765 года, священнику и диакону полагалось по 14 рублей 28 ½ копейки серебром в год за багреное рыболовство.

Строений при церкви не было. Причт проживал в собственных домах.

Домовых и приписных церквей при храме не имелось.

В 1849 году в приходе церкви числилось 184 казака и 203 казачки.

Самарский 2-й гильдии купец Андриан Горбунов пожертвовал ризу на престольную икону из пробного серебра стоимостью 100 рублей серебром.

В 1858 году на территории прихода проживали: в городе Уральске – 33 двора единоверцев с 54 жителями мужского пола и 44 – женского, 30 дворов старообрядцев с 70 жителями мужского пола и 74 – женского; в Трекинском хуторе – 24 казачьих двора единоверцев с 55 мужчинами и 73 женщинами, там же 48 старообрядческих дворов с 120 жителями мужского пола и 109 – женского; в Гниловском форпосте – 10 казачьих дворов единоверцев с 22 мужчинами и 25 женщинами, старообрядцы проживали там в 110 дворах и насчитывали 360 человек мужского пола и 340 – женского; в Дарьинских хуторах проживали единоверцы 3 дворами с 8 жителями мужского пола и 9 – женского, среди них старообрядцы 45 дворами с 100 жителями мужского пола и 103 – женского; во Вшивских хуторах только 4 двора единоверцев с 10 мужчинами и 11 женщинами; в Дьяковских хуторах 8 дворов единоверцев – 25 мужчин и 22 женщины и 37 дворов старообрядцев с 80 жителями мужского пола и 104 – женского.

В мае этого года Крестовоздвиженскому храму исполнилось бы 175 лет

В 1862 году построены и освящены два придела. Правый – во имя Святой Троицы и левый – во имя священномученика Климента епископа Анкирского. Приделы сооружены на средства купеческой вдовы Авдеевой Надежды Яковлевны. Они освящены протоиереем Кориным Иоанном Сергеевичем.

Церковный причт в то время состоял из священника, диакона и причетника. Сумма жалования не изменилась, а выплаты за багреное рыболовство снизились и составили до 10 рублей серебром в год для священника и диакона.

К 1864 году количество городских прихожан уменьшилось и составило 26 дворов с 56 мужчинами и 63 женщинами. Сократилось и число старообрядцев до 28 дворов с 71 жителем мужского пола и 92 – женского. Это можно объяснить построением в городе Александро-Невского собора, Казанско-Богородицкой православной, Иоанно-Предтеченской, Никольской церквей и увеличением прихода Успенско-Богородицкой церкви. Жители Трекинского, Гниловского и Дарьинского форпостов, Вшивских и Дьяковских хуторов также продолжали состоять в приходе Крестовоздвиженского храма.

На 1864 год церковь уже имела отопление.

В 1865 году в составе причта вместо одного уже три причетника.

В 1868 году причетников в штате стало два. Церковная библиотека в этом году насчитывала 90 томов. Приход состоял из 103 дворов с населением 225 человек мужского пола и 284 – женского, проживавших в Уральске и в вышеперечисленных форпостах и хуторах. На той же территории старообрядцы населяли 498 дворов (1443 мужчины и 1516 женщин).

С 23 ноября 1868 года на основании Высочайше утвержденного оклада причт начал получать годовое жалование в размере: священник – 180, диакон – 120 и причетники по 70 рублей каждый. Дополнительно выплачивались квартирные деньги: священнику – 80, диакону – 50 и причетникам по 30 рублей в год. За багреное рыболовство священнику и диакону продолжали выделять по 10 рублей 50 копеек в год.

17 ноября 1875 года в Уральском областном правлении утверждено духовное завещание сына Бузулукского 2-й гильдии купца Федора Евсеевича Юрьева. В числе других одариваемых упомянута Крестовоздвиженская церковь. По завещанию ей передавалось 200 рублей на поминовение и на пошив 2 священнических облачений.

Владимир КУТИЩЕВ
Фото из коллекций автора
и Р. Сайфуллина

(Окончание следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top