Красота и величие

15 февраля 2018
0
6148

Церкви и мечети были и остаются характерной чертой архитектуры Уральска, его украшением. Многие из 18-ти построенных храмов – Александро-Невский (около музея «Старый Уральскъ»), Петра и Павла (на площади Пугачёва) и другие – после Октябрьской революции подверглись разрушению. Долгое время использовалась не по назначению, а затем и вовсе оказалась заброшенной Красная мечеть. Сегодня охрана и пропаганда уникального историко-архитектурного наследия Уральска приобретает особое значение в свете направления «Духовные святыни» программы «Рухани жаңғыру», о которой говорится в статье Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Памятники республиканского значения

К ним относятся два самых известных храма. Прежде всего, это одно из первых каменных зданий города – собор Михаила Архангела.

Построен в 1740-1751 гг. Рядом с собором находилась колокольня, взорванная Е. Пугачёвым во время его штурма в 1774 году: в соборе, представлявшем собой настоящую крепость, находился гарнизон Яицкого городка. Однако штурм провалился: пушечные ядра отскакивали от почти двухметровой толщины стен как горох.

Вторая деревянная колокольня сгорела от молнии. Современная каменная колокольня и трапезная построены в 1861 году. Своей архитектурой и историей собор известен далеко за пределами области. Это – яркий образец псковско-новгородской архитектуры XIII-XIV вв., для которой характерны простота и строгость архитектурных форм, луковичность куполов, перекрытие тропами, трёхабсидный план алтаря.

В конце 1980-х годов здание передано верующим.

В 1889 году произошла первоначальная закладка Храма Христа Спасителя. Архитектор И. Тец составил план и эскиз храма, согласно которым предполагалось построить трёхпрестольный храм с боковыми пределами. К юбилейному 1891 году (300-летию первого похода яицких (казаков в составе войск России) из-за недостатка средств и времени завершить строительство не удалось.

В план строительства существенные изменения внесли архитекторы В. Курицын и В. Чагин, предложившие проект однопрестольного храма. Все подготовительные работы закончились только в 1903 году, а само строительство завершилось в 1907 году. Руководили работами инженеры-техники И. Небаронов и И. Железнов.

Храм Христа Спасителя возведён в новомосковском стиле XV-XVI вв., имеет семь куполов, его окружают восемь бастионов, на двух передних высечены даты – 1591 и 1891.

В 1983-1984 годах проведена капитальная реконструкция храма, благодаря чему он принял первоначальный вид: полностью заменены луковицы, отреставрированы и покрыты сусальным золотом купола, очищена внешняя поверхность здания и её красно-коричневая облицовка, заново установлен крест. Сегодня Храм Христа Спасителя – самая красивая церковь в городе, уральцы называют её «золотой».

В течение ряда лет в здании располагался краеведческий музей и музей атеизма. В 1990 году храм возвращён верующим.

На народные средства

Другие церкви и мечети входят в градостроительный комплекс областного значения в границах: Ханская роща – ул. Чагано-Набережная – пр. Евразия – ул. Айтиева – набережная Урала.

Особая судьба у Красной мечети на улице 8 Марта. Она построена в Татарской слободе в 70-х годах XIX века. Автор неизвестен. Рядом с мечетью находится здание бывшего медресе, в котором в 1895-1905 годах учился классик татарской литературы, выдающийся поэт и просветитель Габдулла Тукай.

В советское время мечеть закрыли, в начале 1930-х годов демонтировали минарет. С 1936 по 1962 годы в здании бывшей мечети размещался дом инвалидов. С 1962 года – ремесленное училище № 16, затем – профтехучилище № 86, преобразованное в 35-е СПТУ.

В начале 90-х мне довелось готовить материал о Красной мечети. Заброшенное здание растаскивалось по кирпичику, вокруг него царила антисанитария. Положение становилось критическим – памятник истории и архитектуры мог попросту исчезнуть, пока за дело не взялся известный предприниматель и меценат Р. Хайруллин. Здание удалось капитально отреставрировать.

Здание двухэтажное, стены сложены из красного кирпича, межэтажное перекрытие, покрытие, стропила, полы – деревянные. В северо-восточной части первого этажа покрытия сводчатые из кирпича. Внутри здания стены оштукатурены, снаружи кладка стен выполнена под расшивку, высокий карниз украшен «сухариками». Окна второго этажа высокие, полуциркульные.

Также на средства мецената – купца М. Абдуллина – в 1897 году около нынешнего рынка «Мирлан» построено здание мусульманской мечети. До 1929-го оно использовалось по прямому назначению.

С 1930 года здесь располагались государственные учреждения: отделение связи и военный трибунал. В 1944-м здание вновь передано под мечеть.

Одноэтажное кирпичное здание – культовое мусульманское сооружение. Построено в стиле восточной архитектуры, при этом использована традиционная прямоугольная планировка: к прямоугольной части здания, служащей молельней, примыкает сооружение такой же формы меньшего размера, а к нему – шестиугольное помещение, увенчанное небольшим минаретом.

В мечети имеется михраб – молитвенная ниша помещена в обращённой к Мекке стороне мечети. Стены здания украшены декоративным карнизом и узорной кирпичной кладкой. Покрытие деревянное, кровля металлическая. Окна большие с полуциркульным верхом.

В 2006 году в Уральске возведено здание новой мечети. Оно также находится под охраной государства как памятник истории и архитектуры.

Под охраной государства

Есть в Уральске культовое сооружение, известное горожанам меньше других. Речь идёт о церкви Иоанна Предтечи, находящейся на территории завода «Зенит».

Единоверческий храм Святого Иоанна Предтечи (Крестителя) заложили в 1837 году. Он строился 12 лет на средства простых прихожан. По своему виду напоминает Михайло-Архангельский собор.

Уникален тем, что при его строительстве органично соединились традиции старого храмового искусства и новации церковной архитектуры начала XIX века. Двухъярусная колокольня напоминала колокольню Старого (Михайло-Архангельского) собора. В конце XIX века на неё подняли 270-пудовый колокол, в храме начался ремонт, продолжавшийся до Первой мировой войны.

После революции, примерно в 30-х годах, здание храма национализировано и до настоящего времени используется не по назначению.

Ещё один примечательный памятник истории и архитектуры – здание бывшей Никольской походной церкви, ныне церкви Святого Николая Чудотворца. Находится рядом с Храмом Христа Спасителя.

Построена в 1897 году вместо сгоревшей походной церкви. Здание из кирпича, состоит из двух одноэтажных прямоугольных помещений. В восточной части – небольшой алтарь, по высоте уступающий главному строению.

Церковь имела северный и западный входы. Западный заложен кирпичом, и на его месте сделано окно. Северный вход оформлен фигурным порталом с воротами стрельчато-готического типа. Окна вверху полуциркульные, стрельчатые. Оконные проёмы выделены фигурной кладкой. Кровля шиферная четырёхскатная.

Некоторое время здание использовалось не по назначению, здесь находился склад, а затем спортивная школа. В наши дни церковь возвращена верующим, отреставрирована, на вновь построенной колокольне установлены шесть новых колоколов.

На улице Аманжолова, 49, рядом с кинотеатром им. Ю. Гагарина, находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Дата постройки – 1888 год – обозначена на фронтоне восточного фасада. Здание одноэтажное, кирпичное, в плане крестообразное.

По письменным свидетельствам, церковь была старообрядческой и принадлежала так называемой «австрийской секте» или «австрийскому согласию». Косвенным подтверждением того, что церковь не являлась православной или единоверческой, является тот факт, что ни в одном из поимённых списков церквей Уральска, приведённых в ежегодных обзорах, адрес-календарях и других изданиях, она не упоминается.

В настоящее время здание церкви передано верующим.

Спасо-Преображенская церковь на старом кладбище построена в 1888 году. В облике здания просматриваются черты псковско-новгородского стиля. Это единственное из культовых зданий сегодняшнего Уральска, которое всегда использовалось и используется по назначению. Церковь находится под охраной государства как памятник истории и архитектуры областного значения.

Храмы и мечети Уральска – величайшее достояние духовной культуры Приуралья и всего Казахстана. Наш долг – беречь его, воспитывать на уникальном историко-архитектурном наследии настоящих патриотов своей страны.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top