Иоанно-Предтеченская единоверческая церковь в Уральске

14 марта 2024
0
2732

(Окончание. Начало в № 10)

В 1868 году в церковной библиотеке было «до тридцати пяти книг духовнаго содержания». Ведомость «О прихожанах означенной церкви» в этом году отметила небольшое увеличение количества прихожан-единоверцев в г. Уральске. Прибавление составило по сравнению с 1865 годом 5 дворов с 13 прихожанами мужского пола и 15 женского. Между тем, на территории прихода выросло число горожан-раскольников. Прибавилось на 73 двора с населением 127 мужчин и 170 женщин. В Новодеркульском хуторе из общего числа хуторян 2 двора с 3 мужчинами и 3 женщинами приняли единоверие. В составе прихода оказался Переметный форпост, полностью раскольничий с его 10 дворами с 29 жителями мужского пола и 32 женского. Добавился также Богатыревский хутор с 8 дворами и состоящими в расколе жителями – 18 мужчинами и 20 женщинами.

Согласно Высочайшему повелению от 15 ноября 1868 года назначено годовое денежное жалование причту из уральского войскового бюджета в размере: священнику – 180 рублей, диакону – 120 рублей, псаломщикам по 70 рублей.

11 февраля 1872 года в приказе по Уральской области военный губернатор и наказной атаман Уральского казачьего войска генерал-майор Веревкин Н.А. выразил благодарность старосте церкви мещанину Бугрову за произведенный в 1971 году ремонт в храме, оплаченный из собственных его средств в сумме 653 рубля 24 копейки.

17 ноября 1875 года в Уральском областном правлении утверждено духовное завещание сына Бузулукского 2-й гильдии купца Федора Евсеевича Юрьева. В числе других одариваемых упомянута Иоанно-Предтеченская церковь. По завещанию ей передавалось по 200 рублей на поминовение и на пошив двух священнических облачений. Подобными двумя завещаниями в 1883 году в церковь пожертвованы дважды по 25 рублей от Сызранского мещанина Александра Ивановича Вандышева.

Ведомость 1884 года показала значительный рост числа единоверцев-горожан. Их количество почти сравнялось с раскольниками. Единоверие стали исповедовать 90 дворов при 108 раскольничьих. Следует отметить, что в приходе число мужчин единоверцев и раскольников было практически равным – 223 первых и 224 вторых. Количество женщин, приобщенных к единоверию, значительно превышало число раскольниц. Единоверок 413, а раскольниц – 251. В остальных населенных пунктах количество раскольников росло согласно естественному приросту населения и приезду переселенцев из других хуторов и форпостов. Как отрадный факт для единоверия, следует отметить наличие 3 единоверческих дворов в Шилиной балке с 4 мужчинами и 6 женщинами.

В 1890 году причт состоял из двух священников, диакона и четырех псаломщиков. В составе прихода, кроме уральцев, остались жители только Кордонского, Ливкинского и Переметного поселков. Церковная библиотека насчитывала 54 книги, школы при церкви не было.

Церковно-приходская школа открыта 1 сентября 1893 года. В том же году открыто церковно-приходское попечительство.

15 ноября 1892 года в Уральске возобновились публичные религиозно-нравственные чтения, прерванные неурожаем, эпидемией холеры и другими событиями. Начало чтениям положено священником Иоанно-Предтеченской церкви о. Иоанном Карнауховым (будет казнен 10 октября 1938 г.).

Протоиерей Карнаухов Иван Федорович (1869-1938)Чтения проходили в помещении Уральского областного правления. Священник избрал темой значение поста. Содержание слушателям, а их собралось около 100 человек, очень понравилось.

С 28 по 30 декабря 1897 года в храме находилась Табынская Чудотворная икона Божьей Матери во время ее следования в Уральск и Самарскую губернию.

18 июля 1899 года, согласно расклеенных по городу объявлениям, в 12 часов должна была начаться доставка от вокзала до церкви нового колокола. Предполагалось, что по традиции при его транспортировке вместо лошадей впрягутся люди, чем в очередной раз покажут уважение традициям и к Церкви. «К сожалению, … на вокзал явилось так мало желающих помочь, что до вновь строящегося храма Христа Спасителя колокол пришлось везти на лошадях, и только с этого места публика, собравшаяся в достаточном количестве, заменила лошадей». Доставка обошлась без происшествий, за исключением нескольких возгораний осей от трения. К храму колокол подвезен к 1 часу дня, после чего отслужен молебен. Причт обратился к собравшимся с просьбой принять активное участие в подъеме колокола.

«20 июля 1899 года, при большом стечении народа поднят колокол на Иоанно-Предтеченскую церковь, весом в 278 п. 30 ф.; по укреплении колокола, начали пробный звон, оказавшийся густым и приятным».

В одноклассной церковно-приходской школе в 1899-90 учебном году обучались 42 мальчика.

В приходе церкви продолжали преобладать раскольники – 223 двора против 172 единоверческих, но исповедовавшие единоверие (1139 человек) превосходили числом раскольников (745 человек).

В 1902 году церковный двор огорожен каменной оградой, внутри которой в 1903 году построено каменное здание церковно-приходской школы.

1904-05 учебный год завершили 60 мальчиков и 35 девочек.

В 1907 году в приходе состояли 422 мужчины и 550 женщин. На территории прихода проживали 148 мужчин и 197 женщин раскольников.

В школе обучались 48 мальчиков и 20 девочек. Библиотека школы насчитывала уже около 200 книг.

Cпециально для предстоящей пасхальной недели 1908 года сделано иллюминирование храма электрическими лампами.

Накануне нового, 1915 года причтом церкви во главе со священником Голуновым М.Ф. отслужена всенощная в лазарете Красного Креста, расположенного в войсковом собрании.

С конца января 1919 года на колокольне располагался корректировочный пост красноармейской артиллерии, отбивавшей казачье контрнаступление.

Губернской комиссией по изъятию церковных ценностей в мае 1922 года конфискованы 10 серебряных «предметов» общим весом 14 фунтов 6 золотников.

18 сентября 1922 года следственными органами заведено дело «О побуждении священно-служителей г. Уральска на сокрытие церковных ценностей путем рассылки воззваний патриарха Тихона» на благочинного церквей Уральска протоиерея Иоанно-Предтеченской церкви Михаила Фокиевича Голунова. О. Михаил арестован 28 ноября, а 4 февраля 1923 года осужден к десяти годам лишения свободы со строгой изоляцией.

Вид храма на рубеже XIX-XX веков.

В конце 1922 г., когда Голунов находился под следствием, благочинным избран протоиерей Уральского храма Христа Спасителя Крашенинников Г.Л. Отец Георгий имел авторитет известного православного миссионера и настоятеля самого красивого храма в войсковой столице.

Размежевание уральского православия на «тихоновцев» и «обновлен-цев» началось в 1923 г. с известия, что Крашенинников стал уполномоченным ВЦУ в составе епархиального управления, а 7 июля 1923 г. был хиротонисан в обновленческого епископа Уральского и Покровского с кафедрой в православном Александро-Невском соборе.

25 августа 1924 г. в этом соборе состоялась встреча верующих и причтов уральских церквей с делегацией уральцев, посетивших патриарха Московского Тихона и Временный Священный Синод. Депутация из мирян состояла из старосты Иоанно-Предтеченской церкви (Уральск) Спиридонова П. и священника Сенгилевцева Ф. (п. Круглоозерный).

Собравшиеся постановили пе-рейти на сторону Тихона. Было принято решение об отстранении ряда священников. «Верующие решили архиерея Крашенинникова изгнать из церкви, называли его «гражданином»…».

На следующий день в Казанской единоверческой церкви (Уральск) делегаты от уральского духовенства делали доклад о посещении патриарха Тихона. « прот. Белугин и Левшин, не сделав доклада духовенству, вошли в блок с мирянами и вопрос о переходе к Тихону был предрешен».

Со второй половины 1924 года в приходах Уральской, уже не области, губернии с помощью советских властей началось активное внедрение обновленчества.

Под разными предлогами создавались условия для выхода из числа прихожан активных приверженцев патриарха Тихона.

С 29 августа 1924 года «тихоновцы» храма Христа Спасителя, покинув родные стены вместе со священником Саблиным М. и протодиаконом Лариным Ф., влились в приход Предтеченской церкви. Не прошло и двух месяцев, как 20 октября приход пополнили бывшие прихожане Александро-Невского собора.

Безусловно, начиная с 1922 года «тихоновская» Предтеченская церковь была объектом скрытой ненависти советской власти. В начале 1926 года под надуманным предлогом неисполнения пунктов договора прихожан с государственными органами церковь закрыта, а подсобные помещения опечатаны.

2 марта, чтобы спасти положение и защитить храм от передачи обновленцам, бывшие прихожане храма Христа Спасителя подали безуспешное прошение о передаче именно им Предтеченского храма.

7 сентября отправлен милиционер для производства обыска на квартире уже бывшего церковного старосты Спиридонова П. и изъятия хранимых там свечей, ладана и церковного вина.

Протоиерей Голунов Михаил Фокиевич (1884-1956)18 июня 1926 года изъятое имущество приняли представители церковного совета теперь уже обновленческой церкви неграмотный староста Кочнев и новый настоятель протоирей Василий (Соловьев). Судя по тому, что Соловьев уже в 1928 году служил в Казанско-Богородицкой православной церкви, судьба Предтеченского храма была уже предрешена.

3 сентября 1937 года в 02-00 расстреляют священника Мирона Калистратовича Саблина. Он обвинен в проведении антисоветской агитации с использованием религиозных предрассудков верующих, участии в контрреволюционной организации, имеющей филиалы в Пророко-Ильинской церкви г. Уральска, «в г. Гурьеве в тихоновской общине», «в Денгизском районе в тихоновской общине» и ставившей целью свержение советской власти путем вооруженного восстания в случае объявления войны Японией и Германией.

3 декабря того же года по обвинению в принадлежности к антисоветской церковной группе, проведении антисоветской пропаганды с использованием религиозных предрассудков расстрелян бывший псаломщик Афанасьев Василий Савельевич.

После закрытия в августе 1929 года, в здании церкви находилась хлебопекарня. В Великую Отечественную войну здание передано эвакуированному из Ленинграда заводу № 231, в настоящее время – завод «Зенит». Церковное здание используется по сей день как склад.

С конца прошлого ХХ века некоторыми православными жителями города Уральска поднимался вопрос о передаче церковного здания верующим.

Уже в 10-х годах XXI века создано религиозное объединение «Православный приход Святого Иоанна Предтечи». Его члены неоднократно обращались в различные инстанции, требуя передачи им здания церкви. К сожалению, положительного решения этого вопроса пока не последовало.

19 мая 2024 г. храму исполнится 175 лет.

Иоанно-Предтеченская церковь. Современный вид.

Владимир КУТИЩЕВ
Фото из коллекции автора

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top