Золочёное у Яикушки донышко…

24 сентября 2015
0
3264

Клады. Кто в юности не зачитывался произведениями Р. Стивенсона, Э. По, Хаггарда, посвящёнными этой теме! О полных риска экспедициях кладоискателей по всем континентам рассказывалось в «Клубе путешественников» и других телепередачах. А что же Приуралье? Неужели земля, реки, озёра нашего богатейшего на исторические события края не хранят свидетельства минувших эпох?

В 50-70-х годах прошлого века специалисты ФРГ и Франции несколько раз обращались к руководителям природоохранных органов СССР и Казахской ССР с несколько неожиданным предложением: расчистить реку Урал от карчей и наносов в обмен на поставки красной рыбы. Об этом предложении сообщалось в «Клубе путешественников». Их необычность состоит в том, что в то время отдел пути Уральского речного пароходства совсем неплохо справлялся с расчисткой Урала и необходимости в чьей-либо помощи не было. В предложении зарубежных ценителей рыбных богатств Урала было, однако, еще одно условие: то, что могло быть найдено в русле, они намеревались оставить себе.

С чем же связан такой интерес к тому, что лежит или может лежать на дне Урала? Уж не задались ли господа целью под видом расчистки заняться кладоискательством? Что лежало и сегодня лежит на дне реки? Какие исторические, экономические, природные процессы этому способствовали?

В постановке таких вопросов сегодня нет ничего антинаучного: речь идет о поисках материальных следов прошлого, которые могут либо подтвердить, либо опровергнуть многочисленные легенды и гипотезы.

Одна из легенд рассказывает, что в нижнем и среднем течении Урала будущий предводитель Крестьянской войны 1670-1671 гг. Степан Разин якобы зарыл несметные сокровища. Могло ли случиться такое?

Совершенно точно известно, что С. Разин со своими сподвижниками в 1667-1670 гг. ходил в походы «за зипунами» по Волге и Каспийскому морю – грабил проходящие по ним суда. Во время так называемого иранского похода 1667-1669 гг. донские казаки со Степаном Разиным во главе в 1667 году овладели Гурьевом, а затем зимовали в Яицком городке. Отсюда ранней весной 1668 года Разин отправился к персидским берегам Каспия.

После окончания Крестьянской войны 2 июня 1671 года в Москву были доставлены Степан Разин и его брат Фрол. Но казнен был только Степан. Под пытками Фрол обещал показать царской комиссии по расследованию преступлений его брата, где зарыты клады.

Была снаряжена хорошо оснащенная экспедиция, которая отправилась на Волгу и Дон. Фрол долго водил за нос «кладоискателей», но тайника своего брата не выдал. Доверенные лица Степана успели перепрятать клады. В 1676 году Фрол был казнен.

Поисками разинских кладов занимались не только «темнушники», но и ученые М. Артамонов, Б. Бранденберг, А. Вязигин, В. Городцов, П. Ефименко, И. Иноземцев, И. Ляпушкин, М. Миллер и многие другие. Но главный клад Разина до сих пор не найден. Любопытно, что поиски велись на Дону и Волге, а на Урале награбленные сокровища донского атамана вроде бы никто не искал. Так ли это, сказать трудно. Ясно одно: возможности обнаружения главного клада Степана Тимофеевича на реке Урал или упоминаний о нем в исторических источниках исключать нельзя.

Гораздо чаще рассказывают на Урале другую легенду – о том, что казаки неподалеку от Бударинского форпоста перед походом якобы зарыли будару с сокровищами. Откопал ли кто-то эти сокровища, а может быть, их не было вообще, неизвестно.

Зато хранит Урал-батюшка другие «клады». Дочь капитана парохода «Коса» (на нем в 1929 году возвращался из Кожехарова в Уральск писатель Алексей Толстой) Софья Кушниренко вспоминает, как в 1943 году в половодье около Сарайчика образовалась прорва, разрушившая десятки захоронений. После спада воды на отмели лежали скелеты.

Неприятный случай произошел с одним речником в годы Великой Отечественной войны на рыбалке недалеко от Сарайчика. В сети попалось что-то круглое величиной с арбуз. Оказалось – череп.

Сарайчик (в записках Ибн Батуты – Сарайджук) был богатым городом Золотой Орды на торговом пути из Нижнего Поволжья в Хорезм. Сарайчик украшали мраморными колоннами и обкладывали разноцветными кирпичами. Археологи раскопали здесь каменные могилы, черепки посуды, серебряные, медные и золотые монеты… Капитаны некоторых судов Уральского пароходства называли Сарайчиковский яр Берегом скелетов.

Урал – река со стремительным для равнинных водотоков течением, которое в половодье достигает 10 км/ч и более. В 70-х годах в районе Калмыкова разбушевавшаяся река подмыла один из яров, где обнажились кости мамонта.

Об учугах на Урале впору писать детективный роман. Первая преграда для продвижения вверх по реке осетровых и других видов проходных рыб была сооружена в Гурьеве в 40-х годах 17 в. Гурьевский учуг мешал яицким казакам заниматься рыболовством, поэтому в 1667 году они полностью разрушили городок в устье Урала, а учуг сломали. Позже его соорудили около Уральска. После революции учуг был разобран и никогда больше не ставился.

В 1972 году близ устья Учужного затона карчекран вынул со дна реки несколько звеньев учуга, которые демонстрировались в областном историко-краеведческом музее. Вместе с остатками учуга было извлечено несколько бревен. Ветеран речного флота Александр Стариченков рассказал историю о том, как один работник Уральского пароходства топил печь бревном от учуга.

Мелочь вроде бы: подумаешь – сжег речник бревно. Но ведь глумление над своим прошлым начинается с таких вот мелочей. То, что у нас сжигали и выбрасывали, на Западе показывали в музеях. А ведь самая, казалось бы, неприметная вещица может многое рассказать исследователю, потянется в прошлое нить, и, глядишь, одной исторической загадкой станет меньше.

А их на Урале пруд пруди. Немало копий сломано в спорах о якобы ходившей по Уралу «бронелодке», которая в период обороны Уральска в 1919 году отражала атаки окруживших город белогвардейских частей.

Существует версия о якобы привезенной по железной дороге в Уральск металлической барже с Волги, которую защитники города одели в броню, положили на палубу мешки с песком, поставили пушку, пулеметы и в таком виде она якобы ходила по Уралу.

Была ли на самом деле бронелодка и что с ней стало после снятия осады, однозначно сказать нельзя. Может быть, она затонула? В истории самый надежный (кроме, разумеется, материальных доказательств) источник – документы. Но ни того, ни другого нет. Значит, легенда остается легендой. Во всяком случае, пока.

Отшумела в крае гражданская война. Но долго еще жители прибрежных населенных пунктов, работники пароходства, приезжие рыбаки находили на дне Урала сабли, винтовки, пулеметы и даже пушки. Находка двух таких орудий вновь связана с работой на Урале служебно-вспомогательного парохода «Коса» около села Мергенево.

Нашли их бакенщики. Но как достать пушки? На пароходе проходили практику курсанты. Они несколько раз пытались зацепить пушки тросом, наконец это удалось. Вручную орудия выволокли на берег. Позже они стояли в Михайло-Архангельском соборе, а летом 1941 года были отправлены на фронт.

Еще одна тайна Урала связана с продолжающимися почти полвека поисками легендарного «Вандала». В 1903 году Россия впервые в мире начала применять на речных судах в качестве главных механизмов двигатели внутреннего сгорания. Первым пароходом и одновременно дизель-электроходом был «Вандал», построенный на Сормовском заводе.

Один из старейших работников водного транспорта В.Я. Богданов, работавший на этом судне, утверждал в 50-е годы, что «Вандал» потерпел аварию в 1910 году на Ладожском озере. В изданной в 1950 году книге В. Данилевского и И. Повха «Из истории отечественной техники» приводится ответ начальника Доно-Кубанской инспекции Речного Регистра СССР от 28 мая 1948 года на запрос кафедры истории техники Ленинградского политехнического института.

В ответе говорится, что «Вандал» в 1941 году эксплуатировался в северной части Каспийского моря, затем судно было передано Куринскому пароходству, и в 1943 году совершило переход из Красноводска в Баку. «Вандал» стал именоваться «безымянной баржей № 1040». Год спустя во время рейса с грузом 700 тонн судно затонуло.

В 1945 году его части были подняты из воды и отремонтированы в Баку. Через два года бывший «Вандал» вновь был сдан в эксплуатацию. Десятки раз его объявляли найденным, но историки и речники опровергали старые версии и выдвигали новые.

Неожиданно накануне своего отъезда из Уральска местный ученый и краевед Александр Белый утверждал, будто недалеко от Гурьева найдена баржа № 1040. Первый в мире теплоход на Урале. Искали его Бог знает где, а он оказался у нас! Но «Вандал» ли это?

В годы Великой Отечественной войны выше Гурьева действительно затонула баржа-нефтянка длиной 47 метров («Вандал» в первоначальном виде имел длину 74 метра). Однако построена эта баржа была на 43 года раньше «Вандала», в 1860 году. Кроме того, в списке судов речного флота УРП баржа под № 1040 не значилась. Когда заговариваешь с некоторыми речниками о появлении на Урале легендарного судна, они очень удивляются: мол, какой там «Вандал», мы свои суда наперечет знаем.

Нельзя, однако, исключать возможность появления в дельте Урала одной из частей «Вандала» в 1942 году, когда накануне битвы под Сталинградом часть флота с Волги перебрасывалась в низовья Урала. Но документального подтверждения этой версии нет.

(Окончание следует)

Пушка, найденная на дне Урала около с. Мергенево

Автор: Александр Суетин
Фото автора и Ярослава Кулика

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top