Вся жизнь – театр
Театр – это искусство. И, как правило, зритель оценивает работу режиссера и актеров, но над каждой постановкой трудится огромный коллектив специалистов. О некоторых из них мы уже рассказывали, сегодня познакомим c Ержаном Кубашевичем Кажымовым, человеком, который в театре прослужил более 30 лет.
Начинал звукооператором, сейчас заведующий художественно-постановочной частью. Награжден медалью «Мәдениет саласының үздігі», лауреат Казахской национальной театральной премии «Сахнагер – 2019» в номинации «Ең үздік дыбыс режиссеры».
Перечислить обязанности заведующего художественно-постановочной частью сложно, слишком за многое он в ответе, но если говорить просто, то его задача воплотить в реальность замысел режиссера, художника-постановщика и художника по костюмам. Художественно-постановочная часть – это театральные цеха, в которых создаются декорации и сценические эффекты, бутафория и костюмы, то есть свет, звук, видео, грим, костюм, реквизит и многое другое. Общими усилиями отдельных цехов идет рождение спектакля, Ержан Кубашевич руководит одновременно всем комплексом работ. Ему было 19 лет, когда он пришел в театр. Приняли молодого человека помощником звукорежиссера, но интерес к театру у него появился гораздо раньше.
– Мой отец Кубаш Кажимов был журналистом и настоящим театралом. У нас огромное количество книг о театре, начиная с античного. Привозил их из разных городов, выписывал по почте. Но самое главное, он просмотрел множество постановок. Где бы ни находился, если была такая возможность, обязательно посещал театр: в Москве, в Санкт-Петербурге. Иногда специально ездил на премьеры. Естественно, дома тоже часто говорили о театре, а мы, дети, слушали. Но на работу меня пригласил первый директор нового Казахского драматического театра Амантай Султангалиев. Сказал, что им нужен помощник звукорежиссера, я пришел и мне понравилось, решил остаться. Это было в 1993 году, в этот год 16 декабря театр открылся с премьерой спектакля М. Ауэзова «Қарагөз» (входит в состав основателей театра). Совсем скоро молодого человека назначили на должность звукорежиссера, затем музыкального оформителя, заведующего музыкальным цехом…
– Работа звукорежиссера очень интересная, хотя сейчас практически этим не занимаюсь. Через музыку необходимо помочь актерам создать атмосферу в их монологах и диалогах, с помощью музыки донести контекст спектакля до зрителя. Конечно, в помощь все цифровые технологии, можно все что угодно скачать с Интернета, раньше было сложнее. Звукорежиссерам самим приходилось записывать звуки, например, плач ребенка или шум воды. В театре в свое время целая бригада была, за кулисами находились люди, которые создавали шум. Но было много, как принято сейчас говорить, «лайфхаков». Например, если нужен был звук грома – стучали по железному листу.
В процессе подготовки спектакля у Ержана Кубашевича как у заведующего художественно-постановочной частью действуют два основных правила – «работа сама себя не сделает» и «все нужно успеть». Поэтому важно расставить приоритеты и определить в потоке задач очередность их выполнения. Рабочий день может быть шумным и суетливым, но в какой-то момент наступает тишина. Со стороны может показаться, что все замерло, и ничего не двигается с места, но именно в этот момент идет анализ выполнения работ, подводятся результаты, определяют, на какой стадии находится процесс и что необходимо сделать.
– Но моя работа заключается не только в подготовке к спектаклю в своем родном театре. Театр выезжает на гастроли, необходимо все организовать. Цеха художественно-постановочной части изучают схемы развески оборудования и машинерии, габаритные чертежи сцены, связываются с представителями на принимающей площадке и планируют свою работу. Это нужно, чтобы по приезду декорация встала на сцену и ничто не помешало ее ходу, софитов было достаточно, а подзвучка была такой, чтоб каждый зритель (даже с последнего ряда) услышал шёпот актера в нужной сцене. Мы совещаемся, тщательно планируем время работы, чтобы все успеть смонтировать, направить свет, проверить звук, отстроить видео, подготовить реквизит и костюмы, загримировать актёров. Иногда на сложных спектаклях нам не хватает дня, и мы работаем ночью. Мы приедем за день, чтоб успеть всё собрать. Один из важных вопросов в подготовке к гастролям – логистика. Если что-то не приедет или приедет позже, и временные рамки работы будут двигаться – это угроза срыва спектаклей, поэтому мы всё проверяем.
Ержан Кубашевич в настоящее время отвечает за техническую часть, а между тем он профессиональный режиссер. В 2001 году поступил в ЗКГУ им. М. Утемисова по специальности «Режиссура». В театре нет второстепенных людей, здесь все – одна большая команда, сложный механизм, в котором каждая часть важна. И каким бы делом он ни занимался, всегда это чувствует. В 2019 году Ержан Кубашевич назван лучшим звукорежиссером «национальной театральной премии Сахнагер». Премия учреждена Ассоциацией театров Казахстана в 2017 году при поддержке АО «Фонд Национального благосостояния «Самрук-Қазына». Присуждается за творческие достижения в области театрального искусства. По мнению театрального сообщества, премия должна служить укреплению казахстанского патриотизма и любви к национальной культуре, способствовать созданию творческих произведений, формирующих позитивное отношение к труду, профессиональному успеху, служению Родине, высоким патриотическим идеям. Следует отметить, что в рамках национальной премии особое внимание уделено поддержке молодых и талантливых.
Театр для Ержана Кубашевича – второй дом, семья. Кстати, со своей супругой Лилей Демисиновой он тоже познакомился в театре. Много лет работали вместе. Сейчас она художник по свету. И в их родном доме также, как когда-то в доме его родителей, все разговоры про театр.
– Я один заведующий художественно-постановочной частью, замов у меня нет, приходится отвечать за новые спектакли, ремонт декорации, реквизита, и гастроли. Если у нас погрузка, я звоню по цехам – узнаю, сколько ящиков какого размера надо привезти со склада. Когда идет подготовка к премьере, езжу в мастерские, где нам делают декорации, – смотрю, как они делают, успеют ли ко времени. В то же время в театре идут репетиции. Мне надо проконтролировать, как монтировщики переставят все с одной репетиции на другую, как проходит подготовка к спектаклю. Есть спектакли, на которых я сижу от начала до конца, выбегаю смотреть на перестановки. Естественно, у меня ненормированный рабочий день. Но я привык, у меня только так и получается.
Спектакли, аплодисменты, рецензии – лишь верхняя часть театрального айсберга. Для того чтобы все это случилось, за кулисами каждый день трудятся люди, о которых даже завзятые театралы мало что знают. Один из таких специалистов – заведующий художественно-постановочной частью детского музыкального театра Ержан Кажымов.