Волнует и сегодня
Спектаклем «Женитьба» Н.В. Гоголя открыл 160-летний сезон русский драматический театр имени А.Н. Островского. Пьеса, написанная классиком в 1833 году, актуальна и по сей день.
Проблема одиночества и подспудного желания обрести семью все так же имеет место в современном обществе, как и в прошлые века, когда каждый потенциальный жених или невеста выбирали себе вторую половинку, оценивая материальное положение, должность, внешность и другие данные.
Следуя замыслу автора пьесы, главный режиссер театра Оксана Малуша показывает мужчин, засидевшихся в холостяках. Они вызывают усмешку инертностью, занудством, отсталостью суждений, однако и жалость – тоже. Их образы мастерски «выписаны» актерами: Лариным, Котельниковым, Тарановым и Егоровым. До мельчайших подробностей – характеров, тембров голосов, жестов, манере одеваться. Даже походок, на которые достаточно взглянуть, чтобы понять внутреннее содержание человека. Персонажи буквально завораживают зрителей, бурно реагирующих на их житейские реакции и повадки.
Расписывать их во всех красках не вижу смысла, их надо «вкусить» воочию. Труднее всех, наверное, пришлось Виталию Котельникову – с его тучным образом Яичницы. Два других субтильных жениха – Жевакин (Алексей Егоров) и Анучкин (Илья Таранов, деятель культуры РК) – также зрелищны и своеобразны. Марку Ларину и Светлане Романовой, исполняющих главные роли, порой хватало мимики для выражения чувств, переживаний, внутренней борьбы, накала страстей в важные моменты их общения.
Любопытен и занятен Кочкарев (Руслан Джумахметов), этакий эпатажный живчик, юркий и неустанно снующий среди кашляющих, укутанных, «замороженных», еле передвигающихся «субъектов». Недолго думая он берется организовать женитьбу друга и заваривает «кашу». Его легкомысленный образ подчеркивает экстравагантный наряд: короткая шубейка, стильные узкие брюки до щиколоток, из-под которых выглядывают голые ноги, и самое потешное – варежки, свисающие на резинках, как у детей. Костюмеры, художники, бутафоры: Вера Могилева, Татьяна Васильева, Максим Будаев и другие потрудились на славу, создав наряды и впечатляющий реквизит. Эффект крутящейся сцены, падающие снежинки, завывание холодного ветра, придали реальность событиям, движение во времени и пространстве, увлекая современного зрителя в прошлое России.
Заметны эпизодические роли. Супруга Кочкарева (Наталья Копеечкина) в ситцевой ночной сорочке и валенках, врывавшаяся вихрем, шумная, неуемная. Степан (Николай Романов), воспылавший искренним чувством к Дуняше (Вика Сторожевских), позволивший зрителю на мгновение соприкоснуться с искренним огоньком любви, в противовес пустым хлопотам полуживущих представителей мужского пола. Не оставила равнодушными режиссерская находка в виде периодически появляющихся, на фоне звучащих музыкальных произведений, бородатых мужичков в зипунах, в голубовато-серой дымке. Ассоциирующихся с погодой, настроениями героев и их сомнениями, с происходящими или грядущими событиями, гармонично вписывающимися в действо. Этот прием функционировал не как дополнительный, а вполне равноценный, усиливающий глубину ощущений и картины в целом, как живописный завершающий мазок художника.
Особенно шикарна финальная сцена. Невеста при всем параде – в белоснежном подвенечном платье и фате, спешила к жениху, а он… удрал от нее через окно. Участники действа шокированы, на их лицах ужас, рты открыты, глаза округлены, во взглядах боль, потеря, стыд… Весь этот клубок эмоций энергетически перекатывается в зал. Актеры создают массовую немую сцену, исподволь вовлекая в нее публику. Каждый в душе надеялся, а вдруг случится чудо и Подколесин в последний момент вернется к избраннице, ведь между ними вспыхнуло что-то похожее на любовь, но нет, не случилось.
Публика разразилась аплодисментами и долго не отпускала актеров.
«Женитьбу» можно смело назвать украшением репертуара. Легкая, комедийная и в то же время побуждающая к определенным размышлениям. К примеру, среди нас есть такие же люди. Нерешительные, заблуждающиеся или зацикленные на чем-то, как, например, один из женихов, по убеждению которого, «жена непременно должна владеть французским языком», иначе не будет соответствовать его идеалу. При этом сам он не знает языка. У другого – свои причуды и требования. Не удивительно, что кому-то из них отказали отдать руку и сердце 17 раз.
«Замечательная премьера к 160-летию театра. Все актеры играли ярко. Хочется посмотреть еще раз, как прочитать повторно хорошую книгу, чтобы найти еще что-то, незамеченное, – поделилась впечатлением Галина Мережко. – Приятно, что любимые актеры, достигшие зрелого возраста, не покидают театр. Рады видеть Тамару Столярову, сегодня она – Фекла, сваха; ей любая роль по плечу».
О перспективе театра, недавно вернувшегося из традиционных гастролей из Атырау, рассказала Оксана Малуша. «В этом году, впрочем, как и всегда, пригласим для постановки спектаклей других режиссеров, во всяком случае, дирекция в лице Юрия Александровича Зеленцова, пообещала. Ведутся переговоры с Александром Мальцевым из Самары, поставившим с нашей труппой «Бориса Годунова», «Безымянную звезду», «Плаху». Будут и детские спектакли, планов много. Самое важное, что каждый вечер мы с удовольствием спешим на работу и служим вам с радостью. Надеемся, что вместе мы станем добрее, милосерднее, лучше».