Уральск в огне

6 августа 2020
0
2992

Когда-то пожарная каланча на нынешней улице Г. Караша действительно была каланчой и с нее просматривался весь город. Год ее постройки – на фасаде здания – 1865-й. Первая в Уральске пожарная часть до сих пор не изменила своего назначения.

За свою более чем четырехсотлетнюю историю Уральск горел много раз. Но именно благодаря этому печальному обстоятельству, дома стали возводить из камня, улицы сделались строго прямолинейны, а город украсили творения известных архитекторов.

До этого дома строили из дерева и самана очень скученно, улицы были узкие – «едва проездны для двух телег» – и в засушливые годы стоило где-то полыхнуть, как огонь разносился ветром по всему городу. «В то время улицы города были узкие до неудобства и кривые до безобразия, ни одна из них не пересекалась под прямым углом», – писал уральский краевед и писатель Никита Савичев. – Пожары хотя изменяли физиономию Уральска, но не внушали жителям его благоразумия: вновь он строился также уродливо, как прежде». После каждого пожара губернаторы края требовали вести новую застройку «благоразумнее».

Большой пожар случился в 1749 году. Тогда сгорело более ста домов. Второй страшный пожар произошел в 1751 году. Вот как описывал его А.Б. Карпов. «Горят, разгораются большим пламенем старые базы у степной стороны городка, вблизи городского вала, у старицы, а ветер рвет все, мечет и несет пламя широкой волной прямо на городок. Запылали густо построенные, прижатые друг к другу хаты и курени. И куда ни заглянешь – всюду пылают дома, и огненная волна несется, как поток прямо на собор, на войсковую избу, на пороховой выход. Мечутся в ужасе по узким улицам жены и дети, спасаясь от пламени, и бегут они к Чагану и Яику».

Этот пожар описал также Иосаф Железнов в очерке «Шилихин пожар». Вроде как у всех предыдущих пожаров были причины, а этот случился по колдовству. Жила в Уральске злая колдунья Шилиха. Всем вредила. А под конец своей поганой жизни решила город поджечь. Железнов записал рассказ старика, который поведал ему это предание. «Вдруг из трубы вылетает огненный змей в виде беса треклятого, что на Страшном Суде пишется: с когтями, с рогами, с хвостом – как быть бесу; в когтях держит самоё Шилиху и летит с нею через город. А колдунья Шилиха вертится словно березка на огне, да ручищами своими цепляется за крыши домов; за который дом уцепится, тот и загорится; за который уцепится, тот, сударь мой, и загорится, и загорится. Таким манером черт пронесся с Шилихой через весь город, и весь город загорелся. За башней, где теперь зимний базар, было озеро, – в ту пору город наш был маленький. В том озере бес и Шилиха исчезли. А город наш все-таки сгорел дотла. Вот отчего пожар тот и назван Шилихиным. Случился он в день св. благоверных князей Бориса и Глеба. С тех пор и доднесь в день этот служат у нас молебны и ходят вокруг города».

Опустошительными были пожары 1807 и 1821 годов: город выгорал дотла.

«Но и после этого уральцы, из любви к старому пепелищу, выстроились ужасно несообразительно.
…Современная правильность улиц усовершенствовалась уже после пожара в 1821 году», – сообщает бытописатель нашего города Никита Савичев в статье «Физиономия Уральска за сто лет».

В тот год, после пожара, атаманом Давыдом Бородиным (у которого тоже сгорел деревянный дом) в Уральск был приглашен известный итальянский архитектор Дельмедино, и специально для него учреждена должность архитектора. «Этот архитектор построил Бородину дом, похожий на итальянский палаццо, который до сих пор, не изменяясь наружно, считается по справедливости красивейшим домом в Уральске», – писал Никита Савичев в конце XIX века. «Атаманский» дом (ныне госпиталь УВД и музей Пушкина) красивейшим остается и до сих пор.

В атаманском доме в 1830 году останавливался В.И. Даль, в 1833 году – А.С. Пушкин, спустя четыре года – В.А. Жуковский, в 1862 году – Л.Н. Толстой.

Одновременно с атаманским «дворцом» по проекту Дельмедино возводился «дом с колоннами» – так в Уральске называют особняк Мизиновых на проспекте. Дом рядом тоже проектировался Дельмедино, но не был достроен по его проекту. «Когда был окончен первый этаж, состоящий из лавок, хозяин г. Щапов вдруг пожалел денег, ассигнованных по смете, и переменил намерение достроить роскошный фасад, как было предназначено, и поэтому постройка дома вышла непропорциональна с основанием, и вообще весь ансамбль его потерял гармонию. Другие богатые люди, пренебрегшие новизной из-за привязанности к старине, положились на вкус подрядчика, и поэтому в домах их осталась смесь вкусов татарского с нижегородским», – писал об этом Никита Савичев. (Эту «смесь» наш земляк петербургский архитектор Рустам Вафеев назвал «восточными мотивами» в архитектуре города, придающими ему особый колорит).

В 1865 году построена и начала действовать первая в Уральске пожарная часть на главной улице города – Большой Михайловской. Здесь же сооружена 30-метровая каланча, с нее в те годы просматривался весь город, состоящий из низких, одноэтажных домов. Сегодня пожарная каланча – одна из достопримечательностей Уральска, здание является архитектурным памятником XIX века. Здесь же находится музей противопожарной службы, где представлены костюмы и орудия тушения пожара прошлых лет.

Сегодня трудно представить, как из тонких медных стволов можно было залить разбушевавшийся огонь. Но в пожарной бочке всего сорок ведер – воду экономили, а огонь больше глушили, чем заливали, и не давали ему распространяться. Медную каску пожарного можно взять в руки, а любопытным мальчишкам даже дадут и примерить. Скольких героев-огнеборцев она смогла защитить от падающей горящей кровли!

В 1804 году в Уральске впервые введена должность брандмейстера, т.е. начальника пожарной охраны. В музее вам расскажут, какой ответственной и престижной считалась должность пожарного. Немалую роль играл моральный облик претендента. В команды не брали людей пьющих и вороватых. Жалованье у них – более ста рублей серебром, немалые деньги в то время. В распоряжении брандмейстера лошадь с телегой, на которую загружалась 40-ведерная бочка с водой. Воду набирали ведрами в Чагане и Урале. Но что такое 40 ведер, когда горит весь город? Тушили больше, создавая разрыв между тесно стоящими домами, чтобы не дать распространиться огню. Первые пожарные посты для быстрого реагирования на пожары в народе называли будками.
Дежурные, заметив с башни пожар, направляли туда конно-бочечные обозы. Но успевали далеко не всегда. На случай пожара в каждом доме имелось несколько крюков и лестницы. На крышах возле печных труб и у ворот домов в летнее время ставили чаны с водой.

«В 1913 году в Уральске было 145 пожарных, имелось несколько пароконных бочечных ходов и ручных насосов типа ПН-100. До революции 1917 года в городе кроме двух пожарных частей было 4 поста – пожарные будки».

До конца 30-х годов на лошадях с бочками и ручными насосами мчались огнеборцы на возгорание. Только в 1940-м году в Уральск поступили первые пожарные машины.

А вы знаете, почему раньше все пожарные носили пышные усы? А потому что использовали их как своего рода противогаз от дыма: бросаясь в огонь, кончиками усов затыкали ноздри. Вот и большие усы первого уральского героя-пожарного Филиппа Выровщикова, изображенного на картине в музее, знал весь город. О его храбрости в тушении пожаров в городе ходили легенды, и все знали: в случае чего «дядя Филипп» поможет, спасет.

В 1920-м году Филипп Выровщиков проявил геройство и потерял глаз при тушении первой в Уральске электростанции, но рядов огнеборцев не покинул. Он погиб через пять лет. Рухнула крыша горящего здания, Выровщиков провалился вместе с ней в огненный ад, получил тяжелые ожоги и скончался в больнице. Хоронил «дядю Филиппа» весь город. А его самого и его подвиг запечатлел на картине художник.

За прошедшие с тех пор годы в городе случалось немало пожаров. И немало новых героев родили другие времена. На стенде музея фотографии ветеранов Великой Отечественной войны, служивших в пожарной охране: Михаил Исаакович Белущенко, Николай Ефимович Меженков, Павел Иванович Гусаров, Григорий Афанасьевич Жигулин, погибший в сорок первом году. Отдельный стенд отведен воинам-афганцам, тем, кто проявил мужество и отвагу на пожаре.

Пожарных не случайно называют бойцами. Они и есть бойцы – на переднем крае борьбы с самой страшной стихией – огнем.

Среди экспонатов музея есть черная каска с надписью: «Всегда готов!».

Они и сегодня «всегда готовы» к любым непредвиденным обстоятельствам.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top