Учился и пригодился

28 июля 2016
0
1770

Глядя на знакомых менеджеров, юристов, бухгалтеров, обивающих пороги кадровых агентств, молодёжь всё больше осознает, что сегодняшний путь к успеху лежит уже не через высшее, а через среднее специальное образование. Наметившийся спрос на «простые» профессии снова пошел в гору, а имидж бывших ПТУ, а теперь профессиональных лицеев, стремительно растет.

На досках объявлений перед профессиональными лицеями (в области 38 учреждений профтехобразования) перечень профессий: электромонтер, автослесарь, станочник широкого профиля, сварщик, столяр, плотник. Преподаватели новичков, сдавших документы, предупреждают, дисциплина строгая, начало занятий рано утром, так что те, кто приехал в город и собирается жить самостоятельно, должен настроиться.

Родителей же успокаивают – никакой излишней строгости, просто их детей готовят к взрослой жизни.

В любом подобном учреждении все нацелено на труд и приучении к нему.

Сейчас в коридорах и мастерских пусто. Каникулы. Но во время учебы здесь витает трудовой дух, который бодрит учащихся.

В середине учебного года мы посещали профессиональные лицеи. Заглядывали в мастерские. Преподаватели, с гордостью показывая на ребят, объясняли – вот они, трудовые резервы. Демонстрировали токарные станки, верстаки, тисочки, киянки, рубанки.

Совсем скоро, с началом нового учебного года, учащиеся заполнят классы и мастерские, и все оживет, засверлит и застукает.

И снова будут объяснять новобранцам, что учеба здесь не шаляй-валяй. Будущими специалистами потенциальный работодатель интересуется заранее. Любой учащийся знает: если будет хорошо учиться и зарекомендует себя во время практики, место на производстве после выпуска ему обеспечено.

Одна из популярных профессий в лицее №1 – связист.

Отбирают на работу лучших выпускников прямо на государственных экзаменах. В этот день приходят «покупатели», которые тут же предлагают вакансии. Впрочем, список везунчиков готов заранее. При прохождении практики, у учащихся есть возможность и время проявить себя, а главное, показать горячее желание работать.

И неважно, связист ты, сварщик, токарь, сантехник или электромонтер. Без куска хлеба не останешься.

– Какой смысл учиться, если потом не найдешь работу? Ваше преимущество в том, что вы всегда сможете трудоустроиться, – не перестают настраивать своих воспитанников мастера производственного обучения.

В лицее №1 большинство преподавателей и мастеров женщины. Зарплата небольшая, заниматься воспитанием молодежи мужчины не хотят. Но слабый пол в профессионализме нисколько им не уступает.

Ежегодно лицей зачисляет около 200 человек. Недобора нет, заведение строго выполняет государственный заказ. Преподаватели, конечно, разводят руками: приходит в бывшие ПТУ учиться контингент не самый простой.

Больше половины ребят из поселков, со скромными оценками в аттестате. Живут самостоятельно, под строгим контролем педагогов.

Еще несколько лет назад многие устраивались в общежития, теперь их нет, поэтому ребята снимают квартиры. Бесплатное питание отменено. Кормят ребят из мало-обеспеченных и многодетных семей. Стипендию получают тоже не все, только ударники и отличники.

– Условия изменились не в нашу пользу, – сетуют преподаватели. – Поневоле вспомнишь советское время, когда рабочий класс был в почете, а ПТУшники находились на полном государственном обеспечении.

Станок токарно-винторезный, станок универсально-заточный, точильно-шлифовальный, список можно продолжить, объясняли нам в профессиональном лицее №4. Мастерские оборудованы всем необходимым. В классах интерактивные доски, компьютеры, мини-макеты, а также компьютерные имитаторы станков. Дефект детали можно увидеть по монитору.

Материально-техническая база неплохая, но хочется большего. Нужен материал, с которым ребята будут работать. Нужны спецовки, а главное – производственные участки, где бы мальчишки смогли по-настоящему почувствовать себя рабочей силой.

Не надо быть аналитиком, чтобы понять: будущее – за станочниками, сварщиками, технологами. Рабочих рук не хватает. Именно у представителей этих профессий есть реальные шансы добиться успехов в жизни, став хорошими специалистами.

– На предприятиях трудятся специалисты предпенсионного возраста, но наставлять молодежь они не желают. Да и у самих ребят особой заинтересованности нет. Несколько месяцев они проходят неоплачиваемую практику на заводах. Если бы каждый получал хоть какие-то деньги, появился бы больший интерес к профессии, – делились мастера.

Современная молодежь с прежним энтузиазмом рвется в офисы. Многие уверены, зарплата рядового юриста больше, чем у рабочего.

Приглашая к себе в лицей, преподаватели и мастера объясняют, рабочая профессия может стать хорошим стартом. Рассказывают об успешных предпринимателях, руководителях, которые когда-то пришли с аттестатом именно сюда.

– Я окончил училище №12, – рассказывал Владимир. – Получил профессию экскаваторщика. Сейчас работаю в России, на Севере, зарплата 1 млн. тенге в месяц. Зачем мне должность, кабинет, когда я и так великолепно устроился? От перелетов устаю, но все это терпимо. Сын тоже пойдет в это же училище и получит такую же рабочую специальность.

В моё время мало кто хотел идти в ПТУ. Считалось, что там учиться непрестижно. Взять хотя бы сестру. Она окончила институт, стала экономистом. Но работает продавцом, зарплата маленькая.

В лицей действительно поступают те, кто, мягко говоря, не тянул в школе. Но учителя обнадеживают: поступив сюда, буквально через полгода ребята раскрываются, становятся более толковыми, потому что в них верят.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top