У военной дороги

19 марта 2020
0
565

В сознании Гайдара Нугмановича Батыкова минувшая война и железная дорога неразрывны, по сути одно целое. Жил он в те далекие суровые годы на маленьком глухом разъезде. Это теперь Пойма представляет собой довольно крупный населенный пункт в Теректинском районе, а тогда – всего несколько деревянных бараков, в которых проживали те, кто обслуживал дорогу. Поэтому даже сейчас, спустя десятилетия, когда ветеран мысленно переносится в свое детство, ему явственно слышится напряженный и неустанный перестук колес проносящихся мимо составов, а еще вой волков, уже с вечера зимами начинавших брать в осаду их маленький поселок…

– В Пойме, – сказал Гайдар Нугманович, – мы, Батыковы, оказались незадолго перед войной.

С началом войны в западном направлении потянулись поезда с различной боевой техникой и вооружением, солдатами, а в обратную сторону шли с ранеными, эвакуированными. Жестко соблюдались меры светомаскировки: в ночное время суток в проходящих поездах не было ни единого огонька, Пойма тоже утопала в темноте, как будто все жители покинули свои дома.

Навсегда запомнилось Гайдару наводнение весной 1942 года. Урал и другие реки после очень снежной зимы так разлились, что от Уральска и до самого Соль-Илецка серьезным образом нарушилось движение поездов. Сутками стояли составы. На их разъезде застряла какая-то кавалерийская часть, направлявшаяся на фронт. Правда, конники не теряли время даром. Они в окрестных лугах устраивали учения: рубили на всем скаку понатыканные рядами в землю талы.

Возле соседнего Подстепного базировался полевой аэродром. Гайдар со сверстниками иногда видели над Поймой тренировочные полеты военных летчиков. Однажды в небе столкнулись два самолета. Летчик погиб. Его похоронили у них на разъезде, возле самых путей.

В войну настоящим бедствием для всех стали волки. Их численность резко возросла. Видимо, к местным хищникам прибавились те, которых война пригнала из западных районов страны. Они нападали на домашний скот, а однажды произошел такой дикий случай. Серые разбойники утащили собаку прямо из служебного помещения, где она пыталась укрыться от своих преследователей. Драма произошла практически на глазах дежурного по разъезду.

– Помню партийные собрания, которые проводились у нас дома, – рассказывает Г.Н. Батыков. – На разъезде было всего несколько коммунистов, в том числе брат Хаким. У нас партийцы в холодное время собирались потому, чтобы не тратить лишних дров на отопление красного уголка. В Пойме располагалось подсобное хозяйство железнодорожников, и нас, пацанов, нередко привлекали к работам, доверяли даже пасти овец. Приходилось трудиться и на полях колхоза имени Сталина, находившегося всего в нескольких километрах от разъезда.

Однако судьбу свою в дальнейшем Гайдар Нугманович связал не с железной дорогой. Он окончил в Уральске техникум механизации и электрификации сельского хозяйства. Прокладывал линии электропередачи в сельские районы области и, между прочим, одним из первых его объектов, которые он электрифицировал, была родная Пойма. Затем работал по электрочасти на машиностроительном заводе имени К.Е. Ворошилова. Впоследствии был приглашен в Россию, где, в частности, трудился в Москве, там он занимался дальней космической связью.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top