Тариф тормознули, пока…

13 ноября 2014
0
1498

Претензии пассажироперевозчиков по поводу того, что цена автобусных билетов не соответствует затратам на содержание и заправку автобусов, частично обоснованы, но всё-таки подорожания проезда в общественном транспорте пока не ожидается. Примерно так отвечают чиновники в ответ на вопросы СМИ о том, повысится ли стоимость проезда на городских маршрутах.

Конфликтная ситуация между пассажироперевозчиками и местными исполнительными властями назрела ещё весной этого года, когда первые обратились в отдел пассажирского транспорта городского жилищно-коммунального хозяйства с просьбой пересмотреть тариф на проезд в городских автобусах с 60 до 87 тенге. Мотивировали они свои действия тем, что с конца прошлого года подорожало дизтопливо, а в связи с девальвацией в феврале этого года дороже стали все запчасти на импортные и российские автобусы.

Пока акимат тянул время с ответом, людям оставалось только гадать: подорожает – не подорожает? Так как народные кошельки по теперешним временам тощи, роста тарифов ждали с нервным трепетом.

Ситуация стала разрешаться буквально в считанные дни октября, сразу после того, как пассажироперевозчики подали в суд на чиновников, обвиняя их в бездействии и затягивании всех сроков рассмотрения заявки на повышение тарифа на проезд в общественном транспорте.

Перед СМИ тогда же выступила начальник отдела экономики и бюджетного планирования Бибигуль Ниеткалиева, которая сообщила, что в ближайший месяц, а то и два никакого повышения тарифа на проезд по городу не будет.

– В течение сентября – октября этого года мы проводили хронометражное обследование пассажиропотока на всех основных городских маршрутах и пришли к выводу, что теперешний тариф – 60 тенге – вполне достаточный, – сказала Ниеткалиева. – 48 сотрудников разных отделов горакимата ездили в течение месяца на городских автобусах и выявили, что данные пассажироперевозчиков не всегда совпадают с реальностью. Так, к примеру, по нашим данным, основная масса пассажиров выходит из автобусов, проехав четыре-пять остановок, в то время как сами перевозчики утверждают, что большая часть людей ездит в автобусах от начальной до конечной остановки. На каких-то маршрутах мы насчитали тариф в 45 тенге, какие-то маршруты не укладываются и в тариф в 90 тенге. Больше затрат, конечно, у тех перевозчиков, у которых очень протяжённые маршруты. Мы планируем посвятить ещё один месяц тому, чтобы провести дополнительное обследование автобусных маршрутов. И тогда можно будет сделать вывод: можно ли оставить цены на проезд по городу на прежнем уровне или же их придётся повысить.

Бибигуль Ниеткалиева отметила, что в течение ближайшего месяца перевозчикам предстоит доказать, что их затраты превышают прибыль.

– На ряде маршрутов рентабельность (это та самая прибыль. – Прим. ред.) по нашим расчётам составляет всего 2-3 процента. Это мало, конечно, но жить можно, – сказала Ниеткалиева.

«Рассматривает ли горакимат возможность дотировать убыточные автобусные маршруты из бюджета, чтобы не повышать цену на проезд?» – поинтересовались СМИ. Бибигуль Ниеткалиева ответила, что если убыточность предприятий-пассажироперевозчиков стопроцентно подтвердится, то да, им будут платить дотации из бюджета.

Заведующий сектором пассажирского транспорта горотдела ЖКХ Аскар Муканов в своих комментариях по поводу сложившейся ситуации весьма сдержан.

– Наши пассажироперевозчики стараются, работают, – говорит он. – В городе 35 автобусных маршрутов, их обслуживает 340 автобусов и более 200 «ГАЗелей». Есть, конечно, жалобы на их работу со стороны горожан по поводу того, что они не соблюдают график движения, рано сходят с линии или же на то, что водители в салонах автобусов курят, а кондукторы грубо разговаривают с пассажирами. Все ситуации мы отслеживаем, все сигналы передаём руководству автопредприятий.

Что касается претензий самих перевозчиков по поводу низкой цены на проезд в общественном транспорте, то Муканов признаёт, что во многом они обоснованы, так как действительно и дизтопливо подорожало, и запчасти…

– С каждым из семи наших пассажироперевозчиков по результатам тендеров в этом году мы заключили договора на 10 лет с условием, что в течение этого срока они будут спокойно работать на своих маршрутах и обновлять каждый год свой автопарк на 10 процентов, – поясняет он. – Но к концу этого года не все наши перевозчики смогли выполнить это условие – приобрести новую технику – потому что у них нет на это свободных средств. Особенно тяжело приходится тем, кто использует свою технику, а не арендованную. Взять того же Александра Баклана (руководитель ТОО «ОралТехСервис», которое обслуживает один из самых протяжённых маршрутов – №2). Он потомственный автомобилист, его предприятие образцовое. Как я могу говорить, что он мечтает набивать карман, требуя повышения тарифа, если знаю, что он просто хочет, чтобы его предприятие работало ещё лучше?!

Муканов спешит сказать, что не всё в уральских автопарках так плохо: в большинстве из них, по его словам, самая старая техника – 2006 года.

– К нам недавно приезжали специалисты из акимата Атырау, – рассказывает он. – Мы проехались с ними по нашим автопредприятиям: так они были в шоке от того, что у нас техника работает 2000-х годов выпуска. У них самих автобусы ещё с 90-х годов ездят. Сейчас аким нашего города ставит перед перевозчиками задачу: со следующего года совсем избавиться от «ГАЗелей» на маршрутах и перейти на микроавтобусы «RENOULT», в которых люди могут ехать стоя, если нет сидячих мест, а не согнувшись в три погибели, как в наших маршрутках. Это ещё и пассажиропоток разгрузит: ведь вместо 30 «ГАЗелей» на маршруте могут работать 15 микроавтобусов. Думаю, мы найдём общий язык с перевозчиками. Серьёзных претензий ни к одному из них у нас нет, думаю, специалисты всё посчитают и решат, повышать ли плату за проезд. Я могу лишь сказать, что их труд нелёгкий…

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top