Священное наследие
В минувшее воскресенье Казахстан впервые отметил Национальный день домбры, учреждённый Указом Президента Нурсултана Назарбаева 13 июня.
«Домбра – это не просто музыкальный инструмент, это священное наследие. Она бренд и паспорт казахского народа, с неповторимым обликом», – отметил Глава государства на торжествах в Астане. Прошли праздничные мероприятия и в Уральске.
Связь времён и традиций
С утра состоялось возложение цветов к памятнику Курмангазы Сагырбаеву и Дине Нурпеисовой. Главные торжества продолжились на площади Первого президента. Около центра Кадыра Мырза Али звучали популярные мелодии казахской классики в исполнении домбристов, стихи, приводились интересные факты из истории домбры… Совершив своеобразное путешествие в историю этого инструмента, участники праздника самых разных возрастов и профессий тут же продемонстрировали своё умение играть на домбре, а также исполнять под неё песни.
С удовольствием делали это дети и молодёжь. Двигаясь к главной сцене, становишься участником этого яркого народного действа – выступали не только солисты, но и целые ансамбли.
Участников праздника приветствовал заместитель акима Западно-Казахстанской области Габидолла Оспанкулов.
Он отметил, что история домбры связана с традициями и обычаями казахского народа. В прошлом году вышла программная статья Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» в Приуралье прошло много значимых мероприятий. Наша экспертная комиссия разработала конкретные предложения по пропаганде историко-культурного наследия и проведению в Казахстане Дня домбры. – Эти предложения из ЗКО и других регионов учтены, и сегодня мы впервые отмечаем Национальный день домбры, – подчеркнул Оспанкулов.
– Казахи очень почитают и уважают народный инструмент. Для молодёжи этот праздник очень важен, ведь именно ей продолжать традиции своих предшественников. Символично, что теперь в школах на торжественных линейках вместе со звонком звучат кюи, исполняемые на домбре, – сказал далее Габидолла Оспанкулов.
От имени руководства области и от себя лично он поздравил всех собравшихся с Национальным днём домбры, пожелал мира и процветания.
Затем состоялся концерт местных исполнителей-домбристов.
Старая и новая
В течение веков у казахов выработался чрезвычайно богатый самобытный музыкальный язык. Он включает широко-распевные и разного рода речитативные мелодии на многокрасочной ладовой основе со сложными метро-ритмическими структурами, гибкими формами. Исполнительские традиции проявлялись в сольном пении в сопровождении или без сопровождения инструмента, коллективное хоровое пение звучало редко, обычно на свадебных вечеринках и гуляниях молодёжи. Основу инструментария в XVIII-XX веках составили наиболее распространённые домбра (щипковый), кобыз (смычковый), сыбызгы (духовой) и дабыл (ударный). История домбры уходит в глубь веков.
В прошлом столетии археологи при раскопках древних городов Хорезма нашли терракотовые статуэтки, изображающие музыкантов с инструментами. Учёные узнали в них предков домбры. Согласно одной из версий, на них играли представители сакских кочевых племён. Интересно, что прежде использовалась как двухструнная домбра, так и трёхструнная.
В начале ХХ века домбра подвергается значительной реконструкции – создаётся её оркестровая разновидность. Усилилась громкость, расширился диапазон звучания, появились домбры высокого и низкого регистров. Трёхструнные инструменты сохранились только в Семипалатинской области.
Гриф так называемых западных домбр – тонкий и удлинённый: для исполнения виртуозных кюев необходимо, чтобы левая рука свободно перемещалась по грифу. Эти исполнительские приёмы, напротив, неприменимы при игре на восточных домбрах с широким и укороченным грифом.
На характер извлечения звуков влияла и техника правой руки. При исполнении кюев это делается сильными кистевыми взмахами, а в шертпе применяются мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами.
Корпус домбры изготавливается из ели, клёна и некоторых других пород деревьев. Струны прежде изготавливались из кишок двухлетней овцы, дающих низкий звук. Однако в 1930-х годах для исполнения произведений мировой классики низкий строй оказался неудобным. Оркестры народных инструментов стали использовать жильные струны. Композитор, музыковед, создатель ансамбля домбристов при Алма-Атинском драматическом техникуме Ахмед Жубанов пробовал использовать для изготовления струн капрон. В результате наиболее подходящим материалом оказалась обычная рыболовная леска.
В 1938 году впервые в истории казахской музыки оркестр стал исполнять произведение по нотам, в его состав ввели реконструированные домбры и кобызы. В 1944 году оркестру присвоили имя Курмангазы.
До войны, в 1925 году, произошло ещё одно примечательное событие. Казахский певец Амре Кашаубаев произвёл своим пением и виртуозной игрой на домбре на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже настоящую сенсацию. Его игру и голос записал Парижский музей голоса.
В ритмах века
Возможности домбры воистину неисчерпаемы. С этим связана ещё одна сенсация, но уже современная. Житель Алматы Глеб Пономарёв, занимающийся в свободное время музыкой, исполнил на домбре и выложил в соцсети произведения мировых рок-звёзд – Стинга, Джимми Хендрикса и группы «Metalliсa» (кавер-версия песни «Battery»). Глеб получил много востор-женных отзывов.
Друг семьи Глеба Арман Шураев, зная о том, что его товарищ интересуется казахской культурой и учит государственный язык, подарил ему домбру. Подарок оказался как нельзя кстати!
Глеб быстро понял, что ритмичность домбры довольно близка, как он сам говорит, к тяжёлой музыке, а именно к «металлу». Учитывая это, Пономарёв называет домбру не только струнным, но и перкуссионным инструментом.
– У неё короткий сустэйн, то есть короткое звучание ноты, – говорит Глеб Пономарёв. – Это приближается к некоторым стилям зарубежной музыки, поэтому я легко освоил домбру. У меня в плейлисте всегда есть Курмангазы.
Я очень надеюсь, что смогу исполнить его произведения. Они сложные и красивые. Если освою, для меня это будет маленькая победа.
Объединяющая сила
Символично, что немало горожан пришли на площадь с детьми. Многие из них впервые увидели столько домбристов, игравших как на сцене, так и вокруг неё.
– Мой внук Дамир осенью пойдёт в школу, но уже хочет научиться играть на домбре, – говорит пенсионерка Галима Смакова. – Спросил меня, пойдём ли на новую площадь. Конечно, пойдём! Мне увиденное и услышанное здесь понравилось. Хорошо, что много детей и молодёжи. Пусть слушают и впитывают национальный колорит, приобщаются к нашей духовной истории и традициям.
Сам Дамир говорит, что любит посещать выступления домбристов, поэтому увиденное здесь произвело на него большое впечатление. Он хочет поскорее научиться играть на домбре, но понимает, что это не так-то просто. Нужно старательно учиться, как его старший друг. Теперь он занимается в музыкальной школе, играет на домбре в школьном ансамбле.
– Я приехал из Оренбурга к родственникам. У казахов нашего края домбра также почитаема и её всё чаще можно услышать на различных культурных мероприятиях, – говорит работник культуры Виктор Галимуллин. – Решил прийти на праздник и нисколько об этом не пожалел, даже земляка своего встретил. Надо больше проводить таких мероприятий, пропагандировать народную музыку, традиции и обычаи. Тогда между нашими народами и странами будет больше взаимного доверия и понимания.
Житель Уральска предприниматель Василий Левко слушает самую разную музыку от классики до рока, но к разного рода «осовремениванию» народной музыки или использованию народных инструментов в роке или джазе относится настороженно. Но если что-то получилось удачно, надо прямо об этом говорить, считает Левко.
– Читал я в соцсетях о Глебе Пономарёве и его исполнении классики рока на домбре. Даже кое-что послушал. Оригинально! Известные произведения заиграли новыми красками. Пусть их слушает молодёжь и через рок, как это ни странно звучит, приобщается к домбре, – говорит Василий Левко.
Домбра, выходит, инструмент универсальный, объединяющий людей самых разных национальностей и музыкальных пристрастий.
В связи с этим очень уместно привести ещё одно высказывание Нурсултана Назарбаева в поздравительной речи на торжествах в Астане: «Сегодня мы отмечаем День домбры – инструмента, олицетворяющего собой характер, историю казахской нации. У каждого народа есть любимые инструменты, мы это хорошо знаем, но такого древнего на всю Великую степь, объединяющего все тюркоязычные и не только народы, как наша домбра, нет».
Нет сомнений в том, что она стала инструментом всенародным, инструментом на все времена.