Школьники о Старейшем

4 мая 2023
0
2953

Великому драматургу Александру Николаевичу Островскому в этом году 200 лет со дня рождения. Уральскому драмтеатру его имени немногим меньше.

Кто сказал, что современная молодежь ничего не читает, в театры не ходит и грамотно излагать свои мысли не умеет? Совершенно обратное доказал конкурс театральных рецензий, организованный областной библиотекой имени Жубана Молдагалиева, драматическим театром имени Островского при поддержке Центра русской культуры Ассамблеи народа Казахстана ЗКО среди учащихся старших классов городских школ, лицеев и гимназий.

Конкурс под названием «Верю! Школьники о Старейшем» приурочен к двухсотлетию со дня рождения Александра Николаевича Островского, драматурга, чье имя носит Уральский театр драмы. Рецензии нужно было написать на спектакли, поставленные на сцене нашего театра. Целью конкурса организаторы обозначили «стимулирование интереса учащихся к искусству, расширение эстетического кругозора, формирование навыков литературного, аргументированного изложения собственного мнения».

– На протяжении двух месяцев конкурсанты имели возможность посетить один из спектаклей уральского театра по пьесам драматурга «Последняя жертва», «Лес», «Правда хорошо, а счастье лучше» и написать на любой из них рецензию, – рассказывает артист и режиссер театра, а также член жюри Руслан Джумахметов. В конкурсе участвовали 36 школьников. И доказали, что не только читают и смотрят, но и творчески мыслят, анализируют, имеют свое мнение и умеют его доказать. Наградили и отметили в разных номинациях все работы – специальными призами, грамотами, дипломами.

Церемония награждения проходила торжественно – на сцене самого театра. В перерывах между вручениями наград артисты показывали сценки из спектаклей на пьесы Островского, выступали дети из музыкальных и танцевальных коллективов.

Премию «Дебют» (третье место) вручили ученику 9 класса школы-гимназии вальдорфского направления Игорю Литвиненко. Второе место и премию «Овация» получила ученица школы № 2 имени Ж. Молдагалиева Кусайын Сабина. Главную премию – «Верю!» – присудили Екатерине Гальчанской, ученице школы № 7. Эту премию вручил лично вице-консул России в Уральске Хаджимурат Атмурзаев.

Все рецензенты проявили, можно сказать, профессиональный подход к оценке работы режиссера, актеров, декораторов – всего театрального цеха. Оценили и музыкальное, и световое решение спектаклей. При этом показали хорошее знание реализма драматургии Островского, показавшего жизнь провинциального дворянства и купечества как она есть. Отметили, что темы морали, справедливости, семейных, человеческих отношений, которые драматург поднимает в своих произведениях, актуальны и сегодня. Подробно разобрали игру актеров, их соответствие персонажам пьес, отметили режиссерские и актерские находки.

Заметно, что большую работу с детьми провели учителя-словесники, низкий поклон им за это. Во-первых, ребята прочитали пьесы Островского. Во-вторых, педагоги привели своих учеников в театр на спектакли. Игорь Литвиненко (третье место) в начале своей работы признается, что в театр не ходил «с глубокого детства». А театр стал «родным и любимым» после того, как «вместе с классом по настоятельной просьбе учителя русского языка и литературы Т.П. Никифоровой я оказался зрителем…».

В театр Игорь пришел подготовленным, конечно, тоже по рекомендации учителя – прочитал пьесу и посмотрел онлайн-спектакль МХАТа «Последняя жертва» с Олегом Табаковым и Мариной Зудиной в главных ролях. Пишет, что читать было интереснее, чем смотреть. Теперь его ожидала та же пьеса в постановке нашего театра. И он приготовился скучать: «…чем может удивить постановка пьесы классического драматурга: это не фэнтези (мой любимый жанр), отсутствие экшн, супергероев… Разве может меня, подростка 21 века, удивить банальная человеческая история? Я приготовился скучать и на всякий случай достал свой телефон…». Но скучать, уверяет автор, ему не пришлось. И он доказывает, почему почувствовал себя не зрителем, а участником действия. «Режиссёр и артисты сломали «четвёртую стену» между зрителями и артистами – мы стали одним целым. Слышал об этом на уроках – на спектакле «Последняя жертва» Уральского драматического театра имени А.Н. Островского я это не только увидел, но и почувствовал». Рецензент в превосходных степенях оценивает игру актеров, их соответствие образам.

«Последняя жертва» А.Н. Ост-ровского, сыгранная в МХАТе и Уральском драматическом театре имени А.Н. Островского… Марк Ларин и Олег Табаков, Марина Зудина и Светлана Каландарова, Руслан Джумахметов и Максим Матвеев… Достойные артисты, удивительно талантливы. Однако я выбираю спектакль Уральского драматического театра имени А.Н. Островского. Браво артистам любимого театра! Наблюдать за игрой артистов – огромное удовольствие».

Сдержанней пишет Сабина Кусайын, девятиклассница, занявшая второе место (СОШ № 2, руководитель Искакова Гульзада Ерсайновна). Сабина рецензировала спектакль по пьесе «Лес». Пишет, что не сразу поняла, почему пьеса так называется. Но потом, «особенно после просмотра спектакля», ей стало «четко понятно …, что лес – символ взаимоотношений людей, а также темноты и дремучести провинциальной жизни». Как настоящий театрал, она отмечает все детали. «В спектакле немало отчетливо узнаваемых и очень хорошо работающих знаков, деталей и звуков эпохи: старые деревянные лестницы, статуи, гамак, патефон, чемодан, шкатулка, бутафорские ордена. Декорации полностью соответствовали идейному содержанию спектакля. Это возвышающиеся колонны, ствол могучего дерева, висящие верёвки, простыни, висящие на верёвке».

В рецензиях детей много профессиональных терминов (сказались уроки мастер-класса Руслана Джумахметова) и эпитетов в превосходной степени. Но Сабина позволяет себе даже и критику (что, конечно, хорошо). Она считает, что в декорациях не хватает леса. «И, на мой взгляд, недостаточно продуманной была световая партитура спектакля. В данном случае акцент был сделан на задние прожектора, а это, в свою очередь, искажало видение зрителями. В целом впечатление от постановки хорошее. В этом, на мой взгляд, и заключается одна из задач театра: привлекать внимание общественности к проблемам, которые актуальны всегда, и содействовать тому, чтобы зритель посредством переживания становился чище и мудрее. Надеюсь, что и последующие постановки этого режиссера также произведут на меня неизгладимое впечатление».

Оригинальная работа у десятиклассницы Екатерины Гальчанской заняла первое место (Школа № 7, руководитель Заварзина Наталья Николаевна). Автор сразу отмечает, что спектакль по пьесе «Последняя жертва» идет на сцене уральского театра не один сезон и задается вопросом: «в чем притягательная сила данного спектакля?». Ответы ищет и в самом произведении, и в спектакле: Островский вывел на сцену людей «низкого социального статуса», «объединил комическое и драматическое», «показал жизнь такой, как она есть». В спектакле «перед зрителями предстаёт задуманная автором жизненная история, мастерски воплощённая на уральской сцене». В отличие от предыдущего рецензента Екатерина считает, что режиссер спектакля Оксана Малуша, словно выполняя завет Станиславского, все-таки воздвигает «четвертую стену» между зрителем и актерами, но… «тем сильнее желание зрителя оказаться на сцене!».

Отмечено, что диалоги актеров полностью соответствуют тексту пьесы, но при таком бережном отношении к произведению «пьеса обновляется на глазах». Необычный персонаж – дама в черном, как рок, судьба. Совсем профессиональное наблюдение: «линейное развитие событий превращается в кольцевую композицию». Замечены режиссерские находки, азартная игра актеров, символика вещей на сцене. Об игре каждого актера найдено точное слово.

«Мелодраматичность сюжета буквально разбивает замечательный актёр Руслан Джумахметов. Вокруг его героя (Вадима) – влюб-лённые женщины, ради него отваживается молодая вдова Юлия Павловна на ту самую последнюю жертву. Актёр создаёт карикатурный образ персонажа, однако полный обаяния. Без сомнения, Руслану удаётся роль романтического подлеца. Пластика, экзерсисы, выразительная, подвижная и богатая мимика актера покоряют зрителей. А чего стоит подтекст!».

«Актёр Ларин почти всегда сохраняет типичный для своего персонажа тон скрытого превосходства». «Неподражаем Лавр Мироныч Прибытков – племянник Флора Федулыча (заведующий актёр Таранов И.Г.)». «Восхищает игра заслуженного деятеля Республики Казахстан Т.М. Столяровой. Исполнительница буквально закручивает всех в водоворот событий, накрывает с головой своей актёрской мощью и темпераментом. Безукоризненная речь с множеством интонаций, обаяние, мимика, жесты, движение тела доводят исполнение до совершенства». «Яркость, экспрессивность отличают игру актрисы Бактыгереевой Э.Т.»

Екатерина Гальчанская обратила внимание на работу художника – использование на сцене двух цветов: красного и белого. Красный – агрессия, тревога. Белый – чистота, доброта. «Да и, скорее всего, они символизируют переменчивость нашей жизни от шторма до штиля», – делает вывод автор.

«Усилить восприятие происходящего на сцене помогают и декорации. В пьесе их немного (что мы наблюдаем и в ремарках Островского), но у них своя функция. Старинные портреты и картины, развешанные по стенам в доме Фрола Федулыча, напоминают о том, что незыблемо прошлое, и купец Прибытков пока является хранителем старых устоев».

Только три рецензии – а сколько открытий! Вот что значит свежий и внимательный взгляд. Благодаря той работе, которую проделали ребята вместе со своими учителями, театр получил не только благодарных зрителей, но и ценителей искусства.

Фото предоставлено Денисом Спиридоновым
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top