Шаляпин в Уральске
На мемориальной доске уже с трудом можно прочитать, что здесь в 1891-м году останавливался певец мировой известности Федор Шаляпин. Сам дом, который является памятником истории и архитектуры, признан аварийным. Многолетний замкнутый круг, когда жильцы не могут, а власти не хотят его содержать, никак не разомкнется. А историческое здание продолжает давать трещины.
В который уже раз снова пошли разговоры о сносе здания. Первый этаж арендуют под кафе, аптеку, парикмахерскую. Бизнесмены против сноса, жильцы тоже разделились: одни против переселения, другие – за. Но, по большому счету, и тем, и другим, и третьим историческая ценность здания безразлична. Просто у одних здесь бизнес на бойком месте, вторые вложили деньги в ремонт и не хотят переселяться куда-то на окраины, другие годами не делали ремонт и ждут новых квартир.
Земля здесь дорогая – рядом центральный рынок, исторический, административный и культурный центр города, так что желающие построить гостиницу или что-нибудь многоэтажное, естественно, найдутся. В сохранении здания заинтересованы лишь краеведы и патриоты Уральска, мнение которых часто игнорируется.
– Кроме того, что в этом здании XIX века останавливался знаменитый певец, оно еще является частью архитектурного ансамбля старого города, – говорит директор культурно-просветительского фонда «Старый Уральск» Геннадий Мухин.
И отмечает, что, к сожалению, статус памятника истории и архитектуры, находящегося под охраной государства, не спасает его от уничтожения.
Дом, где 130 лет назад останавливался молодой Шаляпин, в те годы назывался гостиницей Коротина. Сегодня ему более 140 лет. На первом этаже в то время находился трактир, на втором гостиница.
В своей книге «Страницы из моей жизни» Шаляпин писал: «Мы, хористы, остановились в большом помещении над трактиром, окна нашей квартиры, похожей на казарму, выходили на базарную площадь».
В то время Шаляпин еще не известен, но спустя всего два-три года он будет петь на сценах самых известных театров мира, ему будут аплодировать императоры и короли. И лучшие мировые гостиницы будут почитать за честь принять такого гостя. И на каждом доме, где жил Шаляпин, спустя годы появятся мемориальные таблички, и эти дома станут показывать туристам. И только в Уральске, который может гордиться тем, что дал старт этому гению пения, не могут найти деньги, чтобы сохранить дом, в котором останавливался великий певец.
Кого только не было в окружении Шаляпина – Ленин и Троцкий, Горький и Толстой, Репин и Серов, Герберт Уэллс и Бернард Шоу, Энрико Карузо и Чарли Чаплин… О встречах с ними и с многими другими известнейшими людьми тех лет Шаляпин вспоминает насмешливо и деликатно, иронично и тепло. А потому не стоит обижаться на то, что он назвал Уральск «городом, поразившим его обилием грязи и отсутствием растительности».
В Уральск Шаляпин прибыл вместе с малороссийской (как тогда называли украинцев) труппой бродячих музыкантов. Их пригласил атаман Шипов, готовящийся к встрече наследника престола цесаревича Николая.
В воспоминаниях Шаляпин пишет: «Из Бузулука поехали в Уральск, чтоб играть там в присутствии наследника-цесаревича, будущего императора Николая II, но так как у нас было лишнее время, решили заехать в Оренбург и отправились туда степью на телегах. Ехали знойной степью, а по сторонам дороги простирались бахчи со спелыми арбузами и дынями. Хористы вовсю пользовались этими сочными дарами».
В ожидании наследника меры безопасности в степи казаки приняли беспрецедентные. Не случайно Шаляпин пишет: «Мне казалось, что мы путешествуем по неприятельской стране накануне объявления ею войны России». А актеры, спасаясь от жары, ехали ночами. И вот однажды в степи их догнала и с гиканьем окружила группа всадников. Управляющий труппой закричал: «Вооружайтесь!», прекрасно зная, что кроме бутафорских ружей и шпаг у них ничего нет. Но артисты вошли в роль, кричали, что нужно отстреливаться, лишь бы продержаться до рассвета. Однако всадники и не думали их атаковать, стояли поодаль, постреливали в воздух. Утром послали к ним парламентария с белым платком на деревянном ружье. Оказалось, что это оренбургские казаки, якобы, возмущенные тем, что артисты воровали их арбузы и дыни. И они потребовали по двугривенному с человека за это воровство. Вообще-то, у казаков арбузы и дыни в сезон специально оставляли у дороги для путников и тут, скорее всего, нельзя было выдать истинную цель проверки на дорогах. Ведь плату потребовали символическую. Артисты с радостью ее отдали и пустились в путь дальше.
Дочь атамана Шипова в своих воспоминаниях пишет, что перед приездом наследника, на которого во время его путешествия уже было совершено покушение, ее отец принял чрезвычайные меры: «чтобы на земле Уральского казачества цесаревич чувствовал себя в полной безопасности». Поэтому по степи сновали всадники, отслеживая всех, кто приближался к городку.
О выступлении труппы, в которой звучал бас молодого Шаляпина, она вспоминала: «Вечером, в тот же день (третий день пребывания Наследника в Уральске – Н.С.), у нас на даче, на открытой сцене, был любительский спектакль и очень хорошая малороссийская оперетта приезжей труппы; певцы были в ударе, и наследник цесаревич от души смеялся в комических местах. Приглашенных было очень много, спектакль затянулся до двух часов ночи».
Девятнадцатилетний Шаляпин, который тогда еще только пробовал свой знаменитый бас, спел вместе с хором украинские песни «Ой, у лузи» и «Куковала та сиза зозуля». А 24-летний цесаревич одарил певцов, выдав по два целковых на брата. В следующий раз Николай II и Федор Шаляпин встретились через десять лет, когда оба уже стали теми, кем и остались в истории.
Шаляпин не пел дифирамбы городу, он лишь пел в Уральске. Но, когда с пластинки звучит могучий бас Шаляпина, кажется, что он доносится из Атаманского дома или из Войскового (Казанского) сада, где он также пел.
Выступление юного Шаляпина в Уральске не было похожим на тот великий триумф, которым отмечено его появление через десять лет в Италии, в театре Ла Скала, где он пел вместе с прославленным Карузо, а дирижировал выдающийся Тоскани. Из Италии началась мировая слава Шаляпина. Но голос Шаляпина звучал и в Уральске. И Шаляпин долго помнил Уральск – книга, где он вспоминает о нашем городе, написана через четверть века. «…мы поехали в Уральск, город, поразивший меня обилием грязи и отсутствием растительности. Посредине городской площади стояло красное кирпичное здание – театр. В нём было неуютно, отвратительно пахло дохлыми крысами и стояла жара, как в бане. Мы сыграли в этом склепе для усопших крыс один спектакль, а на следующий день прибыл цесаревич и нас отправили к атаману, где он завтракал, петь песни на открытой сцене. Хор у нас был небольшой, но чудесный».
Нет Атаманской дачи – чуда деревянного резного зодчества, где 130 лет назад звучал бас молодого Шаляпина. Дача находилась в нынешнем парке Кирова, ее снесло большим наводнением еще в годы Великой Отечественной войны. Тогда было не до исторических ценностей – остатки дачи жители города разобрали на дрова. Если снесут еще и бывшую гостиницу, где останавливался Шаляпин, то никаких материальных свидетельств посещения Уральска великим певцом в городе не останется.
По закону собственники исторических зданий должны ремонтировать их за свой счет. Но, как правило, в таких домах квартиры получали (или покупали по дешевке в более поздние годы) люди небогатые. Ремонтировать их им не на что, да и особого желания нет. Более того – некоторые даже сознательно ухудшают состояние здания, чтобы их жилье признали аварийным.
Не так уж много осталось в Уральске зданий, имеющих архитектурную и историческую ценность. И не так уж много средств требуется для их реставрации. Наверняка намного меньше, чем на строительство помпезных зданий, больше похожих на дворцы арабских шейхов, или на дорогостоящие проекты, многие из которых так и не реализуются. Но реставрировать исторические здания средств не хватает.
По данным инспекции по охране историко-культурного наследия, в городе осталось около ста объектов, охраняемых государством. Но этот статус не ограждает их от разрушения и уничтожения.