По-прежнему в строю

5 декабря 2024
0
1007

Недавно члены Международного союза пенсионеров Приуралья посетили музей железнодорожного транспорта. Экскурсию проводил Михаил Тихонович Надточий, Почетный железнодорожник, Почетный гражданин Уральска, основатель музея, патриот, человек, безраздельно преданный своему делу.

Несмотря на свои девяносто с хвостиком Михаил Тихонович пришел, как всегда, заранее – строгий, подтянутый. «Он сам никогда не опаздывает и не любит, когда это делают другие», – говорит о нем супруга Валентина Михайловна. Недаром сам Михаил Тихонович сравнивает службу на железной дороге с военной.

Руководитель Союза пенсионеров Жанылсын Каримова сказала о Надточем словами Маяковского: «Гвозди бы делать из этих людей, в мире бы не было крепче гвоздей». Хочется добавить: и железнодорожных рельсов тоже.

Эта верность избранному делу, стойкость, мужество, дисциплинированность, ответственность, стремление всегда оставаться в строю – из трудного военного детства, многих лет работы на железной дороге, которая воспитывает собранность, дисциплинированность и не прощает ошибок и разгильдяйства.

О железной дороге Михаил Тихонович знает все. Он прошел путь от дежурного по разъезду до начальника станций, а их за время его работы было немало: направляли, как в армии – туда, где нужнее. Вся жизнь Михаила Надточего связана с железной дорогой. Его родители накануне войны работали на строительстве железной дороги Акмолинск-Магнитогорск. Условия были очень тяжелые – летом изнуряющий зной, зимой – морозы и бураны. Жили в землянках, но к началу войны страна получила магистраль, связавшую карагандинский уголь и магнитогорскую руду. Во время войны по ней на фронт отправляли до 90 процентов танков.

Отец, Тихон Васильевич, умер в 1942-м году – сказалась тяжелая работа. Старший брат Михаила – Алексей – выучился на машиниста, а когда началась война, прибавил себе год и ушел на фронт в семнадцать лет. Его направили в танковые войска, ведь он хорошо знал технику. Брат дошел до Берлина и погиб за пять дней до Победы.

Михаил пошел по стопам родителей и брата: поступил в железнодорожный техникум, учился на одни «пятерки», получал повышенную «сталинскую» стипендию и окончил техникум на «отлично». Производственную практику проходил на станции с названием Красивая. Потом была станция с не менее красивым названием – Ковыльная. Название красивое, а вокзала не было. Его построили при руководстве станцией Надточего. На вокзале рассадили деревья, цветы, а заброшенный барак переоборудовали под клуб. Но это уже в начале 60-х годов, к этому времени он уже прошел большой путь.

Трудовая деятельность Михаила Надточего началась семьдесят лет назад – в августе 1954-го года. Это время освоения целины. Для богатых урожаев требовался транспорт. Начальниками железнодорожных станций назначали только опытных, сильных и волевых людей. И хотя Михаилу Надточему в то время было немногим больше двадцати лет, он был именно таким – сильным, волевым, а опыт приобретал быстро. И Надточего в 1956-м году назначили начальником станции Джаксы. Вагоны не успевали разгружать, а стоящие составы задерживали грузопоток. И молодой начальник станции сумел найти выход: в короткий срок построить еще один путь – тупиковый, длиной в три километра, куда можно было загонять вагоны для выгрузки. Работать приходилось сутками.

В 1955-м году Михаил Надточий награжден своей первой медалью – «Ударник Сталинского призыва», а в 1956-м медалью «За освоение целинных земель».

В биографии Михаила Тихоновича Надточего немало железнодорожных станций, которыми он руководил. Молодого, но опытного и ответственного, его посылали туда, где труднее и где в данный момент нужнее. На железной дороге – как в армии: приказы не обсуждаются.

Несмотря на ответственную и трудную работу Михаил Надточий одновременно учился заочно в Новосибирском институте железнодорожного транспорта, и защитил диплом на «отлично». Станцию Кушмурун Михаил Надточий возглавлял больше двенадцати лет. Была введена централизация стрелочных переводов, осуществлен переход на тепловозную, а затем электровозную тягу. За эти достижения Михаила Надточего наградили медалью «За трудовую доблесть».

С 1974-го года и до ухода на пенсию Михаил Тихонович работал на станции Уральск. Сначала заместителем начальника отдела движения, главным ревизором отделения дороги по безопасности движения. Он первым внедрил в постоянную практику ежемесячный объезд на дрезине всех станций, разъездов и предприятий, вникал во все вопросы: как у железнодорожников с жильем, со снабжением. За время его работы на этой должности количество браков на отделении дороги сократилось в десять раз. Надточему вручили знак «Почетный железнодорожник», а такие знаки вручали одному из десяти тысяч работников.

Уже будучи пенсионером, Михаил Тихонович продолжал работать – начальником техотдела, инженером по охране труда, мастером производственного обучения. Это он в 1994-м году инициировал создание на всех отделениях дороги и предприятиях Советов ветеранов. И сам возглавил эту организацию на своем предприятии. Ветеранов-железнодорожников посещали на дому, помогали продуктами и делами, приглашали на мероприятия, организовывали встречи с молодежью, со школьниками.

В этом ему помогала и помогает во всем до сих пор супруга Валентина Михайловна – отличник народного просвещения Казахской ССР, отличник образования Казахстана, педагог с большим стажем и просто очень добрый и душевный человек. Валентина Михайловна много лет проработала в железнодорожной школе (ныне № 45) и возглавляла там ветеранскую организацию. Полвека супруги Надточие живут в Уральске, который стал им родным.

В 1994-м, в год столетия Уральского отделения железной дороги – первой в Казахстане – Михаил Тихонович организовал музей, которым и руководил многие годы. За это время в музее собрано более двухсот экспонатов, некоторым больше ста лет. Рельса 1893 года с надписью «Рязано-Уральская», облигации Рязано-Уральской железной дороги 1903-го года, макет бронепоезда, на котором красноармейцы обороняли Уральск во время Гражданской войны, макеты всех локомотивов, первого паровозного депо 1896-го года, веерного депо 1913-го и вагонного 1937-го.

Здесь собраны макеты всех железнодорожных мостов Приуралья, все приспособления, с которыми работали железнодорожники – сигнальные флажки и дорожные фонари, выкованный вручную костыль, старинный станционный колокол. Множество документальных материалов, фотографий. Стенды, витрины оформлены так, чтобы посетителям было удобно рассмотреть, а экскурсоводу рассказать и показать. И все это сделано не просто профессионально, а с любовью.

Михаил Тихонович разработал и цикл лекций, к каждому из которых в музее найдется экспонат для иллюстрации сказанного.

Михаил Тихонович собрал богатый материал о работе уральских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны и их вкладе в Победу. Ведь Уральск в 1942-м году был включен во фронтовую зону, а железная дорога оставалась единственной артерией, которая связывала Сталинград с тылом. Туда везли военную технику, горючее, бойцов. Оттуда – раненых. Почетный экспонат в музее – макет паровоза «Победа». Экскурсантам Михаил Тихонович подробно рассказывает, почему паровоз, который создан еще до начала войны, носит имя Победы? Потому что этот паровоз не требовал дозаправки водой через каждые тридцать километров. Именно такие паровозы быстро перебросили двухмиллионную армию с Дальнего Востока под осажденную Москву в 1941-м году.

Михаил Тихонович Надточий до сих пор является руководителем музея и по праву гордится своим детищем. А пенсионеры, посетившие музей, предлагают дать этому уникальному музею имя его основателя и энтузиаста – Михаила Надточего.

Фото Ярослава Кулика и из архива Союза пенсионеров
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top