Отражать жизнь
Театру драмы имени Островского – 165 лет. Свой очередной юбилей коллектив отметил в переполненном благодарными зрителями огромном Дворце культуры Атамекен ярким представлением. В официальной части мероприятия служителям театра вручили Благодарственные письма. Впервые в этом году учреждены именные премии актерам – «За достойное театральное будущее» им. театрального антрепренера А. Соколовой-Протасовой, «За высокий профессионализм и преданность актерской профессии» им. заслуженного артиста КазССР В. Попова, «За сохранение традиций русского психологического театра» им. народной артистки КазССР Е. Володарской, «За честь и достоинство, верное и преданное служение театру» им. народной артистки СССР Х. Букеевой, «За сохранение традиций и истории старейшего театра Казахстана» им. заслуженного артиста КазССР Л. Протасова.
Все эти имена неразрывно связаны с историей театра.
Первое здание театра в Уральске появилось в 1859 году. Это был деревянный театр, построенный по инициативе атамана Столыпина на средства винного откупщика Шипова. Это первый театр в истории Казахстана. Считается, что первой постановкой оказался спектакль по пьесе Островского «Бедность не порок». А атаман Столыпин написал оперетту «Кэтти и Бэтти», музыку к которой сочинил его приятель – известный русский композитор Даргомыжский. Со временем первый театр обветшал и его разобрали.
В 1889 году на его месте купец Фирс Макаров выстроил новый кирпичный, его так и называли – Макаровский. «Театр безвозмездно сдавался Войсковому хозяйственному правлению, которое на возмездных условиях передавало его в пользование театральным антрепренерам», – пишет уральский краевед Рустам Вафеев.
Театральную жизнь города газеты того времени освещали постоянно, поэтому можно судить, что до революции театр активно использовался иногородними антрепренерами и гастролирующими труппами. Выступали на сцене и местные самодеятельные актеры, устраивались концерты, сеансы синематографа. В основном ставились небольшие одноактные комедии и водевили, но все чаще пьесы Островского. С драматургом был лично знаком уральский писатель Иоасаф Железнов в годы своего пребывания в столице, и Островский положительно отзывался о творчестве уральского казака. В 1891 году на сцене этого театра пел молодой Федор Шаляпин, который, правда, оставил далеко не лестные воспоминания о самом помещении. «Посреди городской площади стояло красное кирпичное здание – театр. В нем было неудобно, отвратительно пахло дохлыми крысами и стояла жара, как в бане», – писал знаменитый бас в своих воспоминаниях.
В 1899-м году театр Макарова преобразован в Пушкинский дом – в честь столетия со дня рождения поэта. Причем средства на создание Пушкинского дома собирали всем городом.
Даже во время Гражданской войны и блокады Уральска театральная жизнь в городе продолжалась. Здесь каждый день шли спектакли: «Овечий источник» Лопе де Вега, «Разбойники», «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. На сцене выступал драматический коллектив 25-й Чапаевский дивизии, руководимый А.А. Вадимовым. И это несмотря на то, что снаряды долетали и до здания театра.
Постоянная труппа в театре появилась только в 1923 году. Спектакли ставили патриотические и идеологически выдержанные: «Сын полка» В. Катаева, «За тех, кто в море!» Б. Лавренёва, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Крепость на Волге» И. Кремлёва. Театр ставит спектакли, в которых есть образ Ленина – «На берегу Невы» К. Тренёва, «Человек с ружьём», «Кремлёвские куранты». Роль Ленина исполнял народный артист КазССР Н.К. Ангаров. В спектакле по пьесе Погодина «Третья патетическая» в роли Ленина – актер А.Н. Титков. Ставится спектакль по пьесе местного автора Виктора Генке. Пьеса называется «80 дней» – именно столько дней Уральск находился в блокаде.
В 1929-м году безнадежно обветшавшее здание театра снесли, а сам театр перенесли в здание обезглавленного Александро-Невского собора. Кафедральный собор заложен в 1837-м году Наследником, будущим императором Александром Вторым, посетившим Уральск. Простоял собор сто лет. Стоял бы и еще не одно столетие. Но это было время богоборчества.
Сначала в здание собора перенесли театр. Но вскоре там случился пожар. Каменные метровые стены не пострадали, а театр сгорел. Его восстановили, но вскоре случился новый пожар. Верующие говорили: «Господь не допускает в Божьем храме кощунства». И тогда решили собор снести. Но он не поддавался. О том, как взрывали собор, помнил уральский журналист Борис Пышкин, бывший в те годы школьником. Взрыв планировался такой силы, что жителей предупредили: окна заклеить бумагой, как при бомбежке и не паниковать. Но разве мальчишек удержишь? Пышкин запомнил, как раздались от мощного взрыва могучие стены храма, а своды и главный купол рухнули вниз. Еще Борис Борисович вспоминал, что на Пасху сначала ударял большой колокол собора Александра Невского, а потом Благовест подхватывали колокола других церквей.
31 декабря 1933 года новый сезон открылся по традиции спектаклем «Без вины виноватые» А.Н. Островского. Любимцем уральских зрителей в то время был красавец-герой Л.Н. Протасов.
На сцене уральского театра часто играли известные актеры того времени, олицетворяющие лучшие традиции русского театрального искусства.
Новое здание построено в 1940-м году на месте бывшего «Пушкинского дома», конструкции народного дома использованы в постройке.
В годы Великой Отечественной войны в театре работали труппы театров, эвакуированных с территории СССР, на которых шли военные действия – Белорусский драматический театр и Карело-Финский театр оперетты. На сцене идут пьесы «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Раскинулось море широко» В. Вишневского.
Героическая тема не сходит со сцены и в послевоенные годы. Спектакль по роману А. Фадеева «Молодая гвардия», В. Катаева «Сын полка». Театр под под руководством выдающегося театрального деятеля и артиста Николая Константиновича Ангарова, ставшего народным артистом Казахстана и народным артистом Киргизии, завоевывает все большее признание у зрителей.
Наряду с классическим репертуаром – «Ревизор» Гоголя, «Вишнёвый сад» Чехова, «Варвары» Горького, «Поздняя любовь» и «Без вины виноватые» Островского, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Тартюф» Мольера – театр знакомит зрителей с переводной казахской драматургией. Ставятся пьесы Г. Мусрепова «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», С. Муканова «Чокан Валиханов», «Ботагоз», С. Жунусова «Сильнее смерти» и другие.
Театр всегда чутко отзывается на все, чем живет страна, общество. В 50-е годы прошлого столетия, когда наша область стала целинным краем, это не могло не отразиться на репертуаре. В это время на сцене идут спектакли по пьесам А. Салынского, А. Сафронова, А. Арбузова, В. Розова, а также пьеса нашего земляка В. Ирхина «Это же наша земля, братцы» в постановке Я.Г. Панджариди.
Режиссёр Ян Панджариди пришёл в театр в 1971 году, имея за плечами Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе у народного артиста СССР А.А. Гончарова, стажировки у В.Н. Плучека и Е.Р. Симонова, годы работы на Урале и в Актюбинске. Он был человеком бурного темперамента, порывистым, импульсивным. Ставил Островского, Горького, Чехова, казахскую классику, пьесы по произведениям уральских писателей и драматургов. Сам сыграл 200 ролей, написал пьесу «Зрелость» и слова для двенадцати песен. Его эпоха в театре длилась до перестройки.
В сложные для всей страны «перестроечные» 90-е годы, наш театр сумел сохранить своё лицо, труппу и сделал большой «задел» на будущее. Именно в те годы в труппу вошли молодые, перспективные актёры, выпускники театральной студии при театре, театральных институтов Самары и Саратова. И сегодня театр продолжает радовать зрителей новыми постановками, высоким профессионализмом и духовностью. И впереди у него еще много славных юбилеев. Как сказал Станиславский, театр – это искусство отражать жизнь. И пока продолжается жизнь, будет продолжаться театр.