«Освобождение»: ответный удар
В последнее время в странах Европы вновь предпринимаются попытки исказить историю Второй мировой войны, принизить решающую роль Советского Союза в разгроме фашистских оккупантов. Такие поползновения, однако, предпринимались на Западе давно, в том числе и в кинематографе: в конце 60-х годов там вышло несколько фильмов на эту тему.
И вот в СССР, как ответ Западу, был задуман принципиально новый кинопроект – «Освобождение Европы». Он должен был состоять из трёх фильмов: «Европа-43», «Европа-44» и «Европа-45». В окончательном виде в 1971 году на киностудии «Мосфильм» проект вышел в виде киноэпопеи «Освобождение» в пяти фильмах: «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара» (две серии), «Битва за Берлин» и «Последний штурм».
Изучить документы!
Создатели фильма – участники Великой Отечественной войны. Режиссёр Юрий Озеров, родной брат спортивного комментатора Николая Озерова, служивший в армии с 1939 года, начавший солдатом и мобилизованный майором, был награждён орденом Боевого Красного Знамени. Оператор Игорь Слабневич, бывший танкист, снимал «Направление главного удара» в тех самых местах, где его Т-34 был подожжён немецким снарядом. Сценарист Юрий Бондарев прошёл путь от солдата до командира артиллерийской батареи. Воевали и сценарист Оскар Курганов, художник Александр Мягков, режиссёр Юлий Кун, редактор Григорий Марьямов…
Озеров выдвинул программу из нескольких важных положений. Во-первых, он хотел показать победный этап Второй мировой войны. Во-вторых, рассказать о войне широко и масштабно. Наконец, придерживаться фактов в показе событий и исторических лиц. Озеров считал, что фашисты и руководство вермахта должны быть показаны серьёзными противниками, как это и было на самом деле.
Чтобы написать сценарий кино-эпопеи, Бондареву, Курганову и Озерову пришлось изучить очень много документов, в том числе хранящихся в Центральном военном архиве и Военно-историческом институте ГДР. Большую пользу авторам принесли беседы с консультантами картины – генералом армии С. Штеменко, маршалами И. Коневым, К. Москаленко. Много часов Озеров провёл в обществе маршала Г. Жукова, который охотно смотрел материал, давал ценные советы.
Роль Жукова в фильме сыграл Михаил Ульянов. Актёр поначалу опасался браться за эту работу, понимая, сколь ответственно играть прославленного полководца. Но Озеров сказал, что Жуков одобрил его выбор. Ульянову ничего не оставалось, как согласиться на съёмки.
Сценаристы также познакомились с материалами о последних днях фюрера Германии, в частности с книгой его личного шофёра «Как я сжёг Гитлера». Для съёмок итальянских эпизодов помогла фирма «Дино де Лаурентис», приславшая отрывки из мемуаров участников Сопротивления.
«Тигры» по заказу
Прежде чем снимать грандиозную эпопею, нужно было обеспечить материальную базу – ассистенты режиссёра по реквизиту начали поиски боевой техники времён войны: старых Т-34, давно снятых с вооружения, самолётов «Як» и «Ла», пушек, грузовиков. Серьёзные трудности возникли с немецкой техникой. Тогда на одном из заводов был размещён заказ «Мосфильма» – изготовить немецкие танки. В указанные сроки из ворот завода вышли десять «Тигров» и пять самоходных установок типа «Фердинанд». Все они были задействованы в первом фильме – «Огненная дуга», посвящённом Курской битве, в особенности грандиозному танковому сражению под Прохоровкой.
Фильм снимали около села Худосивка, в 30 км от Киева. Специальные окопные машины прорыли сеть глубоких траншей протяжённостью 30 километров. В съёмках было задействовано 100 танков, 2 000 солдат и множество боевой техники.
Как и в киноэпопее «Война и мир», в этом и других фильмах «Освобождения» активно используются масштабные, панорамные съёмки с самолёта. Особенно впечатляюще, под полную трагического напряжения музыку, смотрятся кадры движения двух танковых армад друг на друга. Зритель как бы переносится на «машине времени» в то время и видит сражение наяву…
Достоверность происходящего
В фильме подробно, на основе исторических документов и воспоминаний очевидцев с обеих сторон, показана подготовка к боевым операциям, сражениям, их ход.
По возможности фильм снимали в местах действительных событий. Взятие Берлина снималось прямо на улицах немецкого города и именно там, где в апреле 1945-го шли последние бои. Озеров успел запечатлеть здания и руины, которые готовились к сносу. Магистрат разрешил снять на их фоне бои, форсирование Шпрее, штурм метрополитена, взятие рейхстага. В кино это называется съёмками «уходящей натуры».
Один из самых сложных эпизодов фильма – затопление берлинского метро, последнее преступление Гитлера, приказавшего открыть шлюзы Шпрее, чтобы затопить тоннели, где спасались от бомбёжек тысячи стариков, женщин, детей и раненых.
Часть этой сцены сняли в Берлине, а само затопление – в Первинском шлюзе под Москвой. Сначала шлюз очистили. Потом по эскизам художника Мягкова построили в нём станцию «Кайзергоф», опустили на дно шпалы, рельсы, пушку и специально привезённый из Берлина вагон метрополитена образца 40-х годов, фашистские плакаты тех лет и автомат по продаже шоколада. Когда гигантский щит шлюза был поднят, на станцию обрушилась девятиметровая толща воды…
Начиная работу над киноэпопеей, Озеров вместе с Мягковым и Слабневичем решили взять за основу принцип документализма, то есть снимать игровые актёрские сцены «под документ». И, надо признать, им удалось добиться ощущения достоверности.
Очень удачно легли в картину куски хроники, они были растянуты на широкий формат и варьированы на определённый цвет. Сам по себе этот приём весьма рискован, ибо даже несколько планов «безусловной» хроники, попав в игровой фильм, могут обнаружить его постановочный характер. В «Освобождение» хроника вошла без швов.
Картина показывает борьбу штабов, умов, военных доктрин. В киноэпопее 51 историческое лицо. Среди них выдающиеся военачальники – Жуков (М. Ульянов), Рокоссовский (В. Давыдов), Василевский (Е. Буренков), Ватутин (С. Харченко), Антонов (В. Стржельчик), Конев (Ю. Лепков и В. Шукшин), Рыбалко (Д. Франко), Катуков (К. Забелин), Москаленко (Н. Рушковский) и многие другие.
С вдохновением сыграл роль Сталина грузинский актёр Бухути Закариадзе. Исполнитель роли Конева Василий Шукшин рассказывал, как в павильоне «Мосфильма» непроизвольно встал по стойке «смирно» и отдал честь консультант фильма, генерал армии, при виде товарища Сталина – Бухути Закариадзе: настолько достоверно образ генералиссимуса был воплощен в «Освобождении»!
Это касается не только показа исторической 1943 года Тегеранской конференции трёх держав, но также эпизодов рождения операций, решивших исход войны. Вопреки распространённому мнению, Сталин показан не твердолобым, уверенным в своей непогрешимости военачальником. Он прислушивается к мнению, порой совершенно противоположному, командующих фронтами и руководителей Генштаба. Так, с учётом мнения Жукова, Рокоссовского и Антонова Сталин принял решение нанести главный удар в кампании 1944 года через болота Белоруссии – «там, где нас не ждут», как говорил Жуков.
Это и была знаменитая операция «Багратион»! Немецкие генералы жаловались Гитлеру, которого в фильме очень достоверно сыграл актёр из ГДР Фриц Диц: мол, русские воюют странно, вопреки всякой логике, «не по доктрине…» На это взбешенный фюрер ответил: «На войне есть одна логика – умение побеждать!»
Кстати, Шукшин заменил прежнего исполнителя роли Конева: того забраковал сам маршал, не найдя с собой достаточного сходства.
«Освобождение» не только реконструирует события, крупнейшие баталии, показывает исторических деятелей. Кроме подлинных исторических персонажей, в фильме действуют герои, вызванные к жизни авторским воображением: капитан Цветаев (Н. Олялин), медсестра Зоя (Л. Голубкина), комбат Орлов (Б. Зайденберг), подполковник Лукин (В. Санаев), полковник Громов (В. Самойлов), сержант Дорожкин (В. Носик), лейтенант Ярцев (М. Ножкин), капитан Неустроев (В. Корнеев).
Особенно запомнился зрителям капитан Цветаев. Режиссёры взяли на эту важную роль тогда ещё молодого актёра Красноярского театра юного зрителя Николая Олялина. Большое значение имел и типаж актёра: одного его появления на экране было достаточно, чтобы зритель сказал: да, это – русский солдат.
Все роли иностранных персонажей в фильме играют иностранные актёры. В польских эпизодах – освобождения Люблина и Варшавы – снялись польские актёры Барбара Брыльска (известна по фильмам «Ставка больше, чем жизнь», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»), Д. Ольбрыхский, В. Глинский и легендарный Франтишек Печка (Гуслик в сериале «Четыре танкиста и собака»), кстати, участник войны в составе Войска Польского. Бенито Муссолини играет итальянский актёр Иво Гарани, немцев – актёры ГДР и Австрии (например, Петер Штурм в роли генерала Моделя).
Отдыхай, Голливуд!
Заключительные серии цикла были показаны в 1972 году на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси и получили главный приз.
Торжественные премьеры «Освобождения» прошли в 115 странах мира. Причём интерес к фильму только нарастал. Число зрителей, посмотревших киноэпопею, правдиво отразившую решающую роль Советского Союза в разгроме германского фашизма, приблизилось к астрономической цифре – 400 миллионов человек! И это только за один год! Внимание, вопрос: какой из голливудских боевиков может похвастать таким успехом?
В 1972 году основной авторский коллектив киноэпопеи был удостоен высшей творческой награды – Ленинской премии.
При всём уважении к нынешним кинодеятелям, пытающимся снимать «героическое кино», следует признать, что им очень далеко до их предшественников, снявших киноэпопею «Освобождение». Да, изменились времена, изменился кинематограф, но факт остаётся фактом: контрпропаганда, борьба за историческую правду, за новое поколение, наследующее боевые и трудовые традиции своих отцов и дедов, имеет результат не только при государственном, но и профессиональном, историко-документальном к этому подходе. Как это и проявилось в киноэпопее «Освобождение».
Автор: Александр Суетин