Особая школа

9 марта 2017
0
1604

(Окончание. Начало в № 9)

Меценаты понимают, участие ребят в подобных мероприятиях мотивирует их к активности в общественной жизни. Детям дают понять – они являются равноценной частью общества.

Десятиклассница Жамал Гайни наносит последние штрихи к декоративному панно. Яркая, красочная картина выполнена из пряжи. Техника простая – пряжу режут на мелкие кусочки, затем приклеивают на рисунок. В мастерской ученицы из разных классов. На каждой – косынка и фартук.

– У нас самый настоящий швейный цех, все как положено, – улыбается преподаватель Ляззат Кусаиновна Сралиева. – Мои девочки настоящие мастерицы. Они многое умеют. Посмотрите, какая вышивка крестиком. Красота! Не каждая женщина сможет сделать.

Старательно и кропотливо, стежок за стежком вышивает Эльмира Кусаинова. На мои вопросы отвечает охотно.

– Вышивать научила Нина Михайловна Сумкина. Она и цвет ниток подобрала. Спасибо ей большое!

Над своим натюрмортом, который также готовится к конкурсу, Эльмира корпит несколько месяцев.

– Почти год вышиваю, – улыбается она. – Тут главное не спешка, а аккуратность.

Пятиклашка Зульфия пока без дела. Она наблюдает, как работают другие. По ее улыбающемуся, круглому личику понятно – у нее синдром Дауна. Генетическая аномалия, которая определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Именно эта лишняя хромосома мешает развиваться так же, как ее сверстники.

– Люди с подобным отклонением не являются больными. Они не «страдают» от синдрома, не «поражены» им и не «являются его жертвами», – объясняют специалисты. – «Солнечные люди», рождаются от вполне здоровых родителей. Ничьей вины в этом нет и быть не может. Просто случайность.

В класс вбегает мальчишка, чертами лица похож на Зульфию. Такая же симпатичная мордашка. У ребенка тот же диагноз. Они оба обучаются на втором уровне. Понять невнятную детскую речь человеку постороннему сложно. Но Аслима Биисова тут же «переводит».

Возможно, поведение этих детей отличается от остальных. Они чрезмерно застенчивы, излишне скованны. Не могут спросить у прохожего, который час. Быть естественными их тоже учат. Есть специальный предмет – культура поведения.

– Вы опоздали на урок, как правильно нужно войти в класс? – внимательно смотрит на своих учеников Маржан Кенжигалиевна.

Ученица с огромным белым бантом на косичке тянет руку.

– Нужно постучать в дверь, извиниться, а потом спросить разрешения войти. Это Настя. Она примерная ученица. На парте аккуратно разложены школьные предметы: тетрадки, учебник, пенал.

– Вы не удивляйтесь, то, что для обычного ребенка кажется совсем простым, для этих – преодоление.

Им сложно общаться с людьми, тем более о чем-то просить. Если мы их этому научим, значит, обучение было успешным.

В этой школе нет алгебры, геометрии, физики, английский язык тоже не учат. Здесь совсем другие дисциплины, но не менее важные. Ребята стараются, есть примеры, которыми гордятся.

В седьмом классе такая же тишина. Ученики выводят слова в тетради. Текст списывают с учебника. Старается и Ардак. В ее предложениях ни одной ошибки, правильно расставлены знаки препинания. На этой же тетрадной странице красуется жирная пятерка. Писать под диктовку девочка, как и некоторые другие ученики в этом классе, не умеет. Только переписывать – увидеть букву и скопировать ее в тетрадь.

Успех Ардак в том, что она со второго уровня перешла на первый. Программа второго намного проще. Только к пятому классу ученики осваивают азбуку. Ардак уже пишет и читает.

– Это казахский класс, мы пришли к ним на урок русского языка, – объясняет педагог. – Многие плохо говорят по-русски, но при этом пишут.

В 2013 году школа отмечала 50-летний юбилей. Основана она была в 1963 году. Находилась тогда в центре города. Возглавляла ее Валентина Ивановна Захарова. Руководитель пользовалась большим авторитетом. Ее сменила Елена Семёновна Кочубей, которая также много сделала для учебного учреждения.

Благодаря третьему директору школы Магрипе Есенгуловне Искаковой построен новый типовой учебный комплекс, где созданы для детей все условия. В 1991 году школу-интернат посетил Президент страны Нурсултан Назарбаев и остался доволен.

Благодаря Магрипе Есенгуловне при школе появилась и загородная дача, там ребята отдыхают, обучаются.

В 2008 году на должность директора назначен Бауржан Байгалиевич Абдрахманов, он продолжил работу по укреплению материальной базы.

Большие светлые классы, широкие коридоры, уставленные цветами и украшенные декоративными панно, делают школу уютной.

– На самом деле нам есть чем гордиться, – говорит завуч. – Наша школа – это современный комплекс с хорошо оформленными классами, холлами, оборудованными швейными и столярными мастерскими. Есть свой медицинский блок, стоматологический кабинет, тренажерный и актовый залы. Мальчики получают самую настоящую профессию, которая, возможно, будет их кормить всю жизнь. Они учатся сапожному ремеслу.

Марат Рахимович Нургалиев подходит к каждому. Хотя уверен, ученики способны выполнить работу без его подсказок. Руку набили.

На этом занятии, как и на предыдущих, ремонтируют обувь. Ее приносят интернатские дети.

– Мне нужно поставить заплатку на сапогах. Буду стараться, – уверяет Заманбек.

Со своей будущей профессией старшеклассник определился. Хочет стать сапожником. К тому же у него неплохо получается. Марат Рахимович одобряет решение ученика.

– Я вам кучу примеров приведу, когда наши мальчишки, обучившись, получили работу, к тому же неплохо зарабатывают. Те, кто живет в селе, обувь ремонтируют у себя дома, в городе открывают свою «точку». У Аданбека своя мастерская в торговом доме «Женис». Судя по всему, дело идет, парень доволен.

На особом счету у школы спортивные достижения. Ученики завоевывали золотые и серебряные медали на международных Олимпийских играх «Special Olympics» в Канаде, Америке, Италии, Китае.

Не так давно коллекцию спортивных вымпелов, кубков и медалей пополнили новые награды. Не изменяя себе, стали лучшими на областном турнире по мини-футболу.

– Были созданы команды, в состав которых вошли три преподавателя и два ученика, – рассказывает тренер Шамур Айтжанович Тулеушев. – Играли в спортивном зале колледжа. В Кокшетау прошла зимняя олимпиада по шорт-треку и лыжным гонкам. Мы снова впереди.

После уроков городские уходят домой. Остальные в интернат. Он на годы стал для них родным домом. Малыши живут отдельно от старшеклассников. В комнате по четыре человека. Сразу после школы ребята учат уроки, а в свободное время занимаются своими делами. Любят смотреть телевизор. Самый популярный канал у малышей «Балапан». Подростки предпочитают «Муз ТВ». Они стараются шагать в ногу со временем.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top