Не затон, а болото
Такого низкого уровня, как нынешним летом, в Затоне им. В. Чапаева не отмечалось с 1967 года – одного из самых маловодных за всю историю наблюдений. Когда здесь в 1925-1991 годах базировался грузовой, пассажирский и путейский флот Уральского речного пароходства, затон регулярно углублялся. В прошлом году положение обострилось.
Буксир-толкач «Дастан» в конце навигации не смог зайти в затон: обмелела протока, соединяющая его с Уралом. Вызванный на помощь мелкосидящий теплоход «Ангара» буквально протащил судно в залив. В нынешнюю навигацию сюда и «Ангара» может не зайти. Так что без углубления протоки и затона не обойтись. Это необходимо не только для входа на зимовку остатков флота бывшего пароходства, но и судов, прибывающих на слип ТОО «Судоремонтный завод» на ремонт из Атырау.
Уже в июне на середине заиленного водоёма появился остров, который быстро увеличивается в размерах. На берегах вырос почти трёхметровый камыш, чего раньше никогда не наблюдалось. Словом, здесь происходят такие же процессы, как и на самом Урале и его притоках.
Как мы уже сообщали, Уральский филиал РГКП «Казахстан су жолдары» (бывшее Уральское предприятие водных путей), согласно уставу, производит углубление и расчистку только транзитных путей. Это и делают путейцы на участке Рубёжка – Индер протяжённостью 623 км. Затоны к транзитным путям не относятся. Именно по этой причине предприятие могло углубить Учужный затон только за соответствующую плату. Так как деньги от садоводов не поступили, затон не углублялся.
Но случай с Чапаевским затоном особый: если его не углубить, это парализует работу всех базирующихся в нём предприятий. Трудно поверить в то, что и этот затон будет брошен на произвол судьбы. Хотя сегодня на Урале возможны любые неожиданности. Неужели всё снова упрётся в устав и отсутствие платы?