Мечта под парусом

22 января 2015
0
1667

Виктор Анатольевич Щукин работает продавцом радиодеталей. Весь свой день он проводит с покупателями. Но всякий раз, когда выдается свободная минута, всецело посвящает себя увлечению – моделированию парусников. За семь лет (именно столько он занимается этим) успел создать около 20 моделей разных эпох. Правда, собрать их в коллекцию не получается. Работы он дарит друзьям и знакомым, а также продает ценителям этого искусства.

Каждая модель – исторический корабль в миниатюре (соотношение 1:150 – прим. автора), который когда-то бороздил просторы мирового океана, служил флоту своей страны. Мастеру дорог каждый. Он хорошо знает не только техническую сторону судна, но и его историю.

– «Endeavour» – первый корабль мореплавателя Джеймса Кука. На нем в апреле 1769 года путешественник со своей командой прибыл на Таити, где установил мирные отношения с аборигенами, – увлеченно рассказывает Владимир.

Отличий между миниатюрной копией и оригиналом нет, абсолютное сходство даже в самых незначительных деталях. Они составляют основную сложность.

– Взять хотя бы такелаж, со стороны канаты и крепления кажутся настоящей «паутиной» с замысловатым плетением. Но на настоящем корабле их было гораздо больше, – добавляет Владимир.

Из истории известно, «Endeavour» был трехмачтовым парусным судном. Вооружение, а это боевой корабль, составляли 22 пушки, половина из них была закреплена на борту. Длина судна – 32 метра, ширина – 9 метров. Капитан отмечал в своих заметках – у этого фрегата были отличные мореходные качества, им было легко управлять. Но прослужил он Куку недолго, так как был приобретен в плохом состоянии, к тому же не имел медной обшивки, что позволяло корабельным червям спокойно делать своё дело.

В «судостроительстве» Владимир использует самый простой материал – нитки, камыш, картон, древесина. Помимо внешней схожести корабля мастеру необходимо создать схожесть структурную.

– Если это паруса (пусть даже и не настоящие), то они должны быть такими, чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, что полотно выдержит суровые испытания штормовым ветром, – продолжает он. – Даже шлюпки на борту должны вызывать ощущение исключительной правдивости.

Работает мастер обычными инструментами: пинцеты, шило, ножницы, ножи. Правда, все они сделаны в миниатюре, как и сами детали. Что-то подобное трудно найти в магазине, поэтому чаще всего он изготавливает их сам.

Моделирование парусников его привлекло еще в детские годы. Ему было 5 лет, когда он впервые пришел в кружок ДК «Зенит» и увидел корабли. Владимир до сих пор помнит, сколько восхищения и восторга было. Он живо смог представить море, корабли, плывущие на фоне багряного заката. С тех пор эта мечта жила в его душе всегда. Правда, признался мужчина, моря он побаивается, слишком много воды.

Строительство линейного кораб-ля «Bellona» было окончено в 1760 году. Его боевой арсенал составлял 74 пушки. Мини-«Bellonа» Владимира их насчитывает ровно столько же. Мизерное орудие мастер отливает из олова в специальных формочках. Из борта корабля торчат только дула. Но мастер знает, если их извлечь, то можно убедиться: по внешнему виду оловянные пушки не уступают настоящим.

– Найти точные чертежи сейчас нетрудно, – поясняет Владимир. – Достаточно заглянуть в Интернет. Вот раньше приходилось искать картинки в книгах и журналах.

Его супруга Надежда увлечение мужа поддерживает. С улыбкой рассказывает, что он может часами сидеть за любимым занятием. Подтверждает, что это кропотливый и утомительный труд. На изготовление одной модели может уйти от нескольких месяцев до года. Именно поэтому стоят фрегаты недешево, от 25 до 60 тысяч. Но назвать это бизнесом нельзя, так как покупают парусники редко.

Есть у Владимира еще одно забавное увлечение – кораблики в бутылке. Очень сложно понять, как парусник проник сквозь узкое горлышко бутылки. А между тем он там. Покачивается из стороны в сторону и совсем не собирается «выплывать» из тихой гавани.

В кругу людей, занимающихся подобным искусством, данная работа называется смешно – «запузыривание». Хотя смеяться мастерам приходится редко, уж очень трудоемкий процесс.

– Чтобы поместить кораблик в бутылку, его сначала надо построить. Вся «фишка» в том, что размеры судна в сборе должны быть несопоставимы с пропускной способностью горлышка выбранной бутылки, все должно просто кричать о том, что корабль никак не мог попасть внутрь, – рассказывает мастер. – Чтобы добиться такого эффекта, он помещается в емкость мизерными частями и уже внутри склеивается.

Когда-то давно Владимир серьезно увлекся рисованием. С отличием окончил художественную школу и даже стал победителем международного конкурса детского рисунка в Венгрии. Сейчас он тоже рисует. Его картины покоряют своей простотой.

– Я стараюсь рисовать так, чтобы зритель увидел мою любовь к своему краю, к своей родине, дому. Согласитесь, маленькая изба, занесенная снегом, похожа на хату из гоголевских рассказов. Глядя на пейзаж можно почувствовать морозец, уловить запах дыма из трубы.

– Мне очень близко художественное творчество моего мужа, и, как выясняется, не только мне. Многие его картины раскупаются, что-то люди заказывают, – говорит Надежда. – Он очень увлекающийся человек. Любит рыбалку, прогулки по лесу. Летом мы берем нашу дочку Сонечку и отправляемся в небольшое путешествие по родному Приуралью. А еще у нас есть дача. Там мы тоже любим проводить свободное время.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top