Каспийская переброска

3 июня 2021
0
13423

Во время одной из встреч с ветераном Уральского пароходства Александром Стариченковым мой собеседник рассказывал о налётах в июле 1942 года гитлеровской авиации на низовья Урала, Волги и Северный Каспий. Это, как заметил Александр Николаевич, представляло особую опасность, ведь по морю перевозили нефть. И добавил: «Без колёс». Откуда же взялась «нефть без колёс» на Каспийском море?

Перевозка нефти по Каспийскому морю в цистернах. 1942 год.

 

В 1942 году основным центром нефтедобычи в СССР оставался Баку – на его промыслах добывалось более 70% советского «чёрного золота». Осенью того же года угроза захвата немцами столицы Азербайджанской ССР усилилась: железные дороги Северного Кавказа противник перерезал.

В конце июня-начале июля пришлось прервать навигацию на Волге. Враг рвался к Сталинграду, начались налёты вражеской авиации на танкеры с нефтью в районе Астрахани и Баутино на восточном берегу Каспия. Были потери флота и человеческие жертвы. Тем не менее, оставался один выход – доставлять нефть по Каспийскому морю в Красноводск, Астрахань и через Урало-Каспийский канал в Гурьев.

Впервые в мировой практике с цистерн с нефтью или топливом СНИМАЛИ КОЛЁСА и спускали на воду. Буксир тянул по морю целый караван из цистерн. Порой их количество доходило до 35-ти. Колёса везли на отдельных баржах. В Астрахани цистерны снова ставили на железную дорогу и доставляли к фронту. В Гурьев на нефтеперевозки для фронта срочно перебросили около 150 барж с Волги. Оперативно решались вопросы обеспечения гарантированных глубин на Урале и Урало-Каспийском канале.

Перед тремя каспийскими морскими пароходствами поставили задачу перевезти из Баку в Гурьев 300 000 тонн нефти. Когда начал образовываться лёд, морские и речные суда выполняли роль ледоколов, раскалывая его и продлевая навигацию.

Как сообщили «Аргументы недели» (2021 год, № 17), с Саратовского нефтеперерабатывающего завода эшелоны с нефтепродуктами шли прямо в войска. Гитлеровцы прекрасно понимали стратегическое значение завода и сбросили на него 3500 фугасных бомб, разрушив предприятие на 80%. При налётах погибли около 800 работников Саратовского НПЗ и членов их семей.

Но завод действовал, перерабатывая летом и осенью 1942 года 5 000 тонн нефти в сутки. Он также выпускал стволы для миномётов, треноги для миномётов, бутылки с зажигательной смесью.

Сражение за Сталинград немцы проиграли, план захвата кавказской нефти потерпел провал. Быстрой доставке нефти по Каспию и дальше по железной дороге как раз и способствовал тот самый метод транспортировки цестерн без колёс.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top