Эхо Старого Уральска

6 августа 2020
0
3881

Старый Уральск, невостребованный современностью, стремительно исчезает. Яркие детали когда-то кипучей и полнокровной жизни стираются из памяти поколений. Прошлое перемещается в область мифов, оставляя много вопросов и загадок, без шанса получить ответы. Однако это не означает, что их более не нужно задавать, пока они нас волнуют, мы помним, поддерживая живую связь времен.

Каревы и их дом

Размышляя о судьбе этого здания, пронесшего сквозь век потрясений имя своего строителя, невольно задаешься вопросом, что же в конце концов остается в народной памяти? За два последних десятка лет Уральск пережил строительный бум, по масштабам несравнимый с веком назад. Но что сохранится от него через столетие, станут ли эти здания памятниками своим создателям, донесут ли будущим поколениям свои имена? Оставим этот вопрос потомкам, отметив лишь, что размер и качество зданий вовсе не гарантирует им жизнь в веках.

На щипце (архитектурный элемент на кровле) Большого доходного дома Каревых в камне выложена дата начала его строительства – 1900 год. Это был памятный период в истории Уральска. Всего за 13 первых мирных лет ХХ века были выстроены лучшие постройки города, остающиеся таковыми и по сей день: Большой доходный дом Каревых – 1900 г., Русский Торгово-промышленный банк и биржа – 1905 г., Храм Христа Спасителя – 1907 г., Государственный банк – 1911 г. Какие же здания могли появиться в ХХ веке в Уральске не случись революций? Дом Каревых отчасти позволяет ответить на этот вопрос. Он сам был дерзновенным прорывом в будущее, задав новый масштаб застройки главной улицы города. Контраст между новым и старым поражал современников. Патриархальный, казачий Уральск неизбежно уступал место деятельному, иногороднему капиталу. Прошло бы всего 20-40 лет и дома такого же масштаба и красоты встали шеренгой на всем протяжении главной улицы города.

В 2019 году мне довелось принять участие в съемках одной из серий телепроекта Казах ТВ «GrandBuildings». Фильм посвящен доходным домам старого Уральска, обойти дом Каревых было невозможно. По истечении многих лет я прошелся по интерьерам здания, невольно воскрешая в памяти воспоминания советской поры. Тогда все исторические интерьеры здания были целы. Каменные лестницы и полы, паркеты, огромный резной дубовый тамбур, оригинальные двери и окна с латунными ручками и замками. Дом Каревых был настоящим музеем дореволюционного Уральска. К сожалению, сегодня это увидеть невозможно, многое оказалось безвозвратно утраченным. Бездарный и дорогой ремонт, коим в свое время громко кичились власти, подменил подлинную красоту безвкусным и кричащим ширпотребом. И все же история здания удивительным образом продолжает жить не только в своей материальной оболочке. Во время интерьерных съемок работница филармонии, расположившейся в залах бывшего Коммерческого клуба, эмоционально рассказывала легенду о том, как Карев, прихватив сокровища, в революцию сбежал от красных через предусмотрительно прорытый тайный подземный ход.

Исторические здания не бывают без городских легенд, по сути, это форма их существования в памяти обывателей. Кому интересны скучные исторические факты? Другое дело легенды, они красочны, так и будоражат воображение. Дом Каревых в этом смысле особенно располагает к мифотворчеству, ведь несмотря на широкую известность, знаем мы о нем не так уж много. Обстоятельства строительства забыты, проекты, земельные купчие, кредитные и подрядные расписки сгинули бесследно. Кто теперь разберет, что есть быль, а что сказка?

Особняк Бизяновых. Уральск. Большая Михайловская улица

О доме Карева в Уральске писали и пишут часто. Но в основном это повторы уже неоднократно повторенного, при том, что ряд ключевых вопросов по-прежнему остается без ответа. Почти ничего неизвестно о самом Александре Тимофеевиче Кареве. Неясно, когда и при каких обстоятельствах он появился в Уральске. Эпитафия на сохранившемся надгробии строителя говорит, что был он бузулукским купцом. Бузулук небольшой уездный город Самарской губернии, до 1894 года он был ближайшим железнодорожным пунктом к Уральску. Основной товарообмен местной торговли с большой страной происходил через него. По некоторым версиям Карев, якобы будучи еще молодым, чуть ли не босой и пешком пришел из Бузулука в Уральск на заработки. Начал перепродавать рыбу и постепенно стал одним из самых состоятельных людей города. Версия красивая, но никаких ее подтверждений нет, косвенные же факты говорят скорее о другом. В городских газетах до конца 1890-х гг. нет никаких упоминаний фамилии Карева. Ничего не продавал, не покупал, не сдавал, не арендовал. Отсутствуют сведения и об общественной активности этой семьи в городской жизни. Уральск был небольшим городом, деловая активность крупного коммерсанта, пусть даже купца иногороднего происхождения, не могла не отразиться на страницах прессы. Информация появляется внезапно с 1899 года, когда Карев купил участок под строительство нового доходного дома. И далее фамилия Каревых мелькает в газетах вплоть до революции. Из прессы мы узнаем, что в 1900 г. Карев взял подряд на устройство городского моста через Урал. Тоже интересный факт. Мосты в Уральске наводились ежегодно, причем традиционными подрядчиками были Макаров и Ванюшины, и вдруг неожиданно за подряд взялся Карев. Не потому ли, что ранее его просто не было в Уральске? В городе Каревы владели доходной недвижимостью, например, домом на Большой Михайловской улице, что на углу с Форштадской. Другой недвижимостью семьи были некие торговые корпуса, в которых известный уральский купец Стулов в 1900 году снимал для своего магазина помещение. В газетах сохранилась соответствующая реклама. Но то была доходная собственность, где же проживала семья Каревых до и после строительства большого доходного дома, доподлинно неизвестно.

Предположив, что Каревы появились в Уральске где-то в конце 90-х гг. XIX века, возникает другой вопрос, откуда они прибыли? Казалось бы, логичный ответ – из Бузулука. Но и здесь есть сомнения. Сегодня в интернете вы найдете достаточное количество исследований бузулукских краеведов о местном купечестве этого периода. Каревы в них не упоминаются. Складывается ощущение, что Карев прибыл в Уральск с уже готовой бизнес-идеей строительства небывалого в местных краях современного доходного дома. Но мог ли столь масштабный, почти столичный проект прийти в голову простого уездного купца? Более вероятна версия, что Каревы прибыли из Самары. Бузулукских купцов, широко развернувших в этом бойком губернском центре свои дела, было достаточно. На рубеже веков Самара быстро строилась, помимо роскошных частных особняков, росли и доходные дома, заводы, мастерские, паровые мельницы. Здесь работала блестящая плеяда местных архитекторов, не оставляли своим вниманием волжский город и столичные зодчие. Самарская культура и размах более соответствовали замыслу Карева, нежели патриархальность уездного Бузулука. Но если это так, почему пришлось покинуть этот богатый и процветающий город? Возможно, дело в существовавшей жесткой конкуренции, которой не было в Уральске. Но это лишь гипотезы, реальность остается загадкой.

Первое упоминание А.Т. Карева в уральской прессе связано с поиском места под строительство нового доходного дома, это январь 1899 года. Свободных пятен, причем такого размера, на Большой Михайловской не было, строить можно только купив участки с домами на слом. В 1898 году «Уральский листок» писал о том, что в городе имеется много пустующей дорогой недвижимости. Среди прочих домов назван дом Бизяновых. Съемщик этого дома –
Управление караванного пути, переходило в дом Носковых. К этому времени дела многих знатных фамилий местной старой аристократии пришли в упадок. Их обедневшие потомки продавали старые особняки и сады новому поколению энергичных купцов-иногородцев, часто под снос. Драма чеховского «Вишневого сада» была сутью эпохи.

(Продолжение следует)

Семья Стуловых и Каревых. Слева Стулов с супругой и дочерью. В центре стоят: Варвара Карева с супругом Алексеем Винклером. Сидят: Александр Тимофеевич Карев с младшей дочерью и супругой Дарьей Федоровной, за ними стоит сын Сергей

Автор: Рустам Вафеев
Фото автора

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top