Бусинка
Второго октября исполнилось сто лет со дня рождения Маншук Маметовой, Героя Советского Союза. Короткая, как искра, жизнь Маншук никого не может оставить равнодушным. Особенно нас, уральцев, ведь Маншук – наша землячка. Она родилась в небольшом селе Бокейординского района Уральской области. Свой первый подвиг, за который наград не давали, Маншук совершила, когда добровольно пошла защищать Родину, покинув далекую от войны Алма-Ату.
15 октября 1943 года под Невелем Псковской области, тяжело раненная в голову, юная пулеметчица Маншук Маметова прикрыла товарищей, приняв огонь на себя. В том бою девушка, похожая на подростка, уничтожила до 70 гитлеровцев, погибнув смертью храбрых. За неделю до этого Маншук исполнился 21 год.
Несколько лет назад в кинотеатре Гагарина показали фильм казахстанских журналистов Майи Бекбаевой и Адиля Нуртая о Маншук, вышедшего в рамках телевизионного проекта канала «Хабар» – «Тайны. Судьбы. Имена». Казалось бы, какая может быть тайна в судьбе отважной дочери казахского народа ? Ее короткая биография изучена многими историками, писателями, кинематографистами и журналистами, ее подвиг увековечен многочисленными публикациями, памятниками, картинами. Но уже само название фильма – «Бусинка» говорит об особом, трепетном отношении к личности героини фильма.
Моншагым (бусинка) – так ласково называли Маншук в детстве. Это имя очень шло маленькой девочке, подвижной как бусинка.
В фильме документальная хроника времен войны сменяется трогательными картинками степи, дома, мамы, детства и юности героини. Реконструкция событий очень точно иллюстрировала факты биографии Маншук. Вот приехали в гости к родственникам в аул Жаскус Урдинского района супруги Амина и Ахмет Маметовы. Они сразу очарованы малышкой Мансией. Своих детей у них не было, и они уговорили родственников отдать им ребенка на воспитание: такой смышленой девочке нужно хорошее образование, а какое образование она может получить в глухом ауле? В казахских традициях воспитание старших детей в семьях родственников – обычное дело. А тут родня, которая может много дать приемной дочке. Впрочем, Амина и Ахмет Маметовы с самого начала считали малышку родной и полюбили всей душой и сердцем.
Ахмет – врач-инфекционист, они вместе с супругой Аминой и маленькой Мансией несколько лет живут на Мангышлаке, а потом родители переезжают в родные места – в Уральск. Главу семейства назначают руководить здравоохранением области. Два года Маметовы живут в доме, в котором через много лет откроется музей Маншук. А тогда она еще учится в школе, читает книжки, учит стихи, дерется с мальчишками, защищая слабых: чувство справедливости она впитала от своих родителей.
Вскоре Амину и Ахмета, квалифицированных врачей, переводят в столицу республики – Алма-Ату. Маншук решила идти по стопам своих приемных родителей. Она закончила рабфак и поступила в медицинский институт.
Но вскоре в далекой Урде умирают родители Маншук. А в 1938 году Ахмета Маметова – врача, журналиста, поэта, как деятеля западного крыла Алашорды обвиняют в антисоветской деятельности и арестовывают.
Чтобы спасти себя и дочь, Амина выходит замуж, меняет фамилию и уговаривает Маншук отречься от отца: «Говори всем, что твои родные – отец Женсегали и мама Тойылша – и что они умерли в Урде». Но Маншук отказывается отречься от отца и сменить фамилию. Она верила, что этот арест – какая-то чудовищная ошибка, что очень скоро разберутся, и ее любимый коке вернется.
В этой сложной для юной девушки ситуации проявился ее бойцовский характер: она отправила три письма лично Сталину, в которых доказывала, что ее отец ни в чем не виноват, что он честный коммунист и предан советской власти.
С первых дней войны Маншук рвалась на фронт. Но ей раз за разом отказывали. «Я, Маметова Маншук, родилась в 1922 году в семье крестьянина-бедняка. В данное время родители умерли. Я окончила рабфак и сейчас работаю личным секретарем заместителя председателя Совнаркома. Хочу Вас просить, чтобы Вы направили меня на фронт вместе с братьями и сестрами для уничтожения фашистов. И, так как послать на фронт нет ни брата, ни сестры, поэтому прошусь сама. Прошу просьбу удовлетворить».
В конце концов Маншук обратилась с письмом к Сталину. И Верховный главнокомандующий наложил на письмо резолюцию: «Просьбу т. Маметовой отправить на фронт удовлетворить».
В 1942 году Маншук училась на втором курсе мединститута. Из далекой от войны Алма-Аты она добровольно отправилась туда, где грохот боев и смерть. И это уже был подвиг. Потому что родина нуждалась в ее защите, потому что знала: ее отец поступил бы так же, и он бы гордился ею. Этим поступком она защищала и его честное имя.
Ее определили на штабную работу писарем, однако Маншук вскоре добилась перевода в полевой госпиталь, ведь она без пяти минут врач. Но ей мало было того, что она спасала жизни раненых бойцов, ей хотелось самой бить врага. И Маншук освоила пулемет «Максим», а метко стрелять она научилась еще до войны.
Такой пулемет сегодня – в музее ее имени. Весит он 70 килограммов, а сама Маншук весила всего 46. 15 октября 1943 года немцы крупными силами атаковали одну из господствующих высот севернее Невеля. Именно на этой высоте были оборонительные позиции батальона, в котором служила пулемётчица Маметова. Под прикрытием шквального огня артиллерии немцы пошли в атаку. Однако прицельный огонь трех пулеметных расчётов остановил эту атаку. Тогда немецкая артиллерия и минометчики сосредоточили огонь по пулеметным гнёздам. В пылу боя Маншук не сразу заметила, что осталась одна: два других пулеметчика были убиты. А фашисты наступали со всех сторон. И тогда она стала переползать от одного пулемета к другому, продолжая держать круговую оборону. Уже раненная в голову, истекая кровью, она до последней минуты не отпускала гашетки своего «Максима».
Документально-биографический фильм «Бусинка» по задаче показать в героине реального человека похож на фильм Мажита Бегалина «Песнь о Маншук», который вышел на экраны в 1970 году. Сценарий для фильма написал Андрей Кончаловский, в роли Маншук – его тогдашняя жена Наталья Аринбасарова, которая, кстати, в молодости была очень похожа на Маншук. В роли разведчика Ежова – брат Кончаловского Никита Михалков. И «Песнь», и «Бусинка» сняты с любовью, даже с какой-то нежностью к образу героини. Конечно, фильм Мажита Бегалина, который сам прошел войну, был профессиональным режиссером и снимал профессиональных актеров, отличается от ленты журналистов. Но по духу, по отношению к героине они очень похожи.
Мажиту Бегалину было легче – сам фронтовик, он лично знал Маншук и видел ее на поле боя. Ему очень хотелось создать не плакатный, а живой образ Маншук и понять, что заставило ее добровольно пойти на фронт? Ответ на это – в разговоре двух пожилых военных. «Зачем с такой настойчивостью, – восклицает седой полковник, – надо рваться на передовую, самой лезть под пули… Это исступленное стремление подавить в себе женское. В конце концов чувство самосохранения, чувство материнства единственны для женщин». «А вам не кажется, – отвечает другой, – что именно чувство материнства, именно враждебная ненависть к войне, к убийству ведут женщину на фронт».
Создатели «Бусинки» тоже поставили цель – показать живой, а не плакатный образ Маншук. Отсюда – нежные картины детства, степи, ненавязчивый, но явный национальный колорит. За героическими фактами далеких военных лет – образ живого, близкого, интересного человека. И это помогает понять гражданственную и нравственную суть ее жизни.