«Большой чертёж» Приуралья
В научной, краеведческой литературе и газетных публикациях много внимания уделяется истории Западного Казахстана, а также историкам, исследовавшим на протяжении столетий наш край. А что же географы? Местные авторы о них почему-то молчат. А ведь исследование исторических процессов на этой территории во многом стало возможным благодаря географическим данным.
По плану Ломоносова
Первые научно-географические сведения о территории современной Западно-Казахстанской области появились в XVI веке, после того как царём Иваном IV в 1552 году «велено землю измерити и чертёж государства сделати». В результате такого обследования составили карту Русского государства и нескольких сопредельных стран. К названной карте дали пояснение – «Книга Большому чертежу», в котором указана река Яик (Урал) и приводится описание Прияицких степей.
Первым крупным исследователем Приуралья стал П. Рычков, составивший специальное, изданное в 1762 г., географическое обозрение «Топография Оренбургской губернии». В состав тогдашней Оренбургской губернии входила большая часть современной Западно-Казахстанской области.
Почти в тот же период по плану, разработанному М. Ломоносовым, от Российской Академии наук Казахстан исследовали специальные географические экспедиции, положившие начало систематическому научному изучению природных условий нашего края. Из этих экспедиций особого внимания заслуживают экспедиции академиков и адъюнктов С. Гмелина, И. Лепёхина и П. Палласа.
Лепёхин, руководивший одним из «оренбургских» отрядов экспедиции в 1768-1769 годах, со своим помощником Н. Озерцковским изучали Рын-пески, Камыш-Самарские озёра, реки Малый и Большой Узени, а также правый берег Урала. Одновременно бассейн Урала исследовал Паллас совместно с учёными Н. Соколовым и В. Зуевым. Они проехали через Общий сырт, Камыш-Самарские озёра и посетили Большой и Малый Узени.
Климат, флору и фауну в то же время успешно изучал Гмелин.
С той поры поездки известных учёных в Приуралье становятся регулярными. И это неудивительно: они с научной, географической точки зрения практически заново открывали новый край с красивейшей природой и богатыми природными ресурсами.
В начале XIX века сюда приехали профессор Э. Эверсман и Г. Карелин. Эверсман в своём труде «Естественная история Оренбургского края» (1840 г.) освещает особенности климата, почв, растительности и фауну. Карелин особо тщательно изучал Рын-пески, растительный и животный мир. Он собрал богатый гербарий и составил к нему подробное описание, однако пожар в Гурьеве уничтожил все его рукописи.
В работах современных историков часто упоминается имя Алексея Левшина как автора «Исторического и статистического обозрения Уральских казаков». Именно в этом труде он отметил закономерное изменение географических ландшафтов региона при передвижении с севера на юг.
Построим магистраль
Во второй половине XIX века исследования на территории тогдашней Уральской области проводили путешественники Бэр, Данилевский, Н. Северцев, И. Борщов. Причём их исследования носили более специализированный характер. Именно Борщов и Северцев сделали сенсационное открытие горючих сланцев у Январцева и у так называемого Чёрного затона.
Об этом упоминают в изданной в 1979 году брошюре «Природа Уральской области» учёный-географ Георгий Москалёв и Александр Таранов (стр. 6). По-видимому, Чёрный затон находился на реке Урал.
Северцев в 1860-1868 годах провёл более детальное обследование Урала, его поймы и пришёл к выводу, что «Урал зоологически, географически и топографически нельзя отличить от киргизских (казахских) степей». Он составил почвенную карту района. Борщов систематизировал сведения о строении поверхности, о флоре и фауне региона.
Промышленный подъём 90-х в экономике Российской империи скорректировал географические исследования в Приуралье. Появляются планы строительства железных дорог в юго-восточном от центральных губерний направлении.
В 1892 году С. Никитиным проводилось изыскание для сооружения железнодорожной магистрали Уральск-Уил-плато Устюрт. Гипсотермической и топографической съёмкой занимался в 1869-1871 годах А. Тилло. На рубеже ХХ века И. Жилинский провёл гидрологические изыскания Урала, его оттока Кушума, а также Чижинских, Люринских и Балыктинских разливов.
В 80-е годы началось изучение климата Уральской области. Метеорологические наблюдения в окрестностях Уральска проводили Л. Сладков и П. Свешников.
Водный фактор
С начала ХХ столетия бассейн Урала изучался отдельными экспедициями более основательно. Так, в 1903 г. ботаники А. Седельников и Н. Бородин исследовали флору Уральской области. В 1904-м Д. Янишевский изучал растительный покров севера области, а В. Савич в 1905 г. – луга.
С 1904 по 1908 годы по заданию Переселенческого управления в Уральском и Лбищенском (Чапаевском) уездах побывали экспедиции Б. Скалова, который составил почвенную карту этих территорий. С 1910 по 1912 гг. исследованиями геологического строения и водоносности территории Уральского уезда занимался Д. Соколов.
В 1912-1914 гг. геолог И. Православцев исследовал гидрологические условия Большого и Малого Узеней. В годы Первой мировой войны в крае работала большая экспедиция под руководством И. Филимонова по комплексному изучению Чижинских, Камыш-Самарских и Балыктинских разливов. Филимонов руководил также работами по изысканию земель, пригодных для мелиорации.
Помог «Железный Феликс»
Новая эпоха в изучении территории Приуралья и его природных ресурсов началась после Октябрьской революции. Гражданская война серьёзно подорвала хозяйство края. Для восстановительных работ и дальнейшего экономического развития требовались новые, более полные сведения о природных ресурсах Западного Казахстана.
Несмотря на большие трудности, молодое советское государство изыскивало средства на географические и связанные с этой сферой исследования. Яркий тому пример – финансирование изыскательских работ для открытия по Уралу регулярного судоходства.
13 февраля 1925 года в Москве состоялось заседание Секции транспорта и связи Госплана СССР. Секция постановила предложить Наркомату путей сообщения найти средства для изыскания судоходной трассы Урала. Несмотря на тяжёлое экономическое и финансовое положение, такие средства в сумме 30 000 рублей Наркомат выделил.
По распоряжению народного комиссара путей сообщения Феликса Дзержинского внесены дополнительные суммы на поддержание судоходной обстановки на Урале. В 1925 году в Уральске начало действовать Уральское агентство Волжского госпароходства. Перевозки по Уралу позволили организовать в тот период регулярный подвоз продуктов, соли к местам рыбного лова, удешевить экспорт рыбы, решить ряд других вопросов.
Без географии – никуда
Пополнение научного банка данных принимает лавинообразный характер. Под руководством почвоведа и ботаника И. Ларина изучался почвенный и растительный покров в районе Уральска. Масштабные геоботанические исследования с 1933 по 1980 годы провёл профессор В. Иванов, опубликовавший ряд работ, среди которых выделяется труд «Степи Западного Казахстана в связи с вопросами их динамики».
Активнее стали изучаться рыбные богатства реки Урал и озёр области. В 1926 году Отдел прикладной ихтиологии Государственного института опытной агрономии под руководством академика Льва Берга исследовал озеро Шалкар с целью рациональной организации рыболовства в весеннюю и осеннюю путины.
В 1935-1936 гг. исследованием геологического прошлого и изучением водоснабжения Западно-Казахстанской области занимался профессор Б. Можаровский. В эти же годы геологическое строение и поиски полезных ископаемых проводили П. Безруков, Г. Адлер, Н. Буялов, опубликовавшие результаты своих исследований в трудах Академии наук СССР, в сборнике «Большая Эмба».
Учёных и хозяйственников стали беспокоить процессы опустынивания в Западном Казахстане. Между тем, данных о песчаных массивах, вообще о пустынных и полупустынных территориях Приуралья, имелось крайне недостаточно. Чтобы лучше понять причины наступления песков, организации борьбы с опустыниванием, напрашивалось проведение новых изысканий. И они последовали.
В 1930-1960 годах экспедициями под эгидой Академии наук СССР и Академии наук Казахской ССР изучались пески и формирование крупных песчаных массивов под воздействием рек и водных потоков. Определены месторождения песчано-гравийной смеси, в том числе на реке Урал, которые впоследствии стали использоваться в строительстве.
В начале 60-х годов прошлого века крупные полевые работы проводила экспедиция Н. Котина, опубликовавшего работу «Почвы Уральской области». По материалам полевых исследований учёные М. Буяновский, А. Доскач и В. Фридланд издали сводную работу «Природа и сельское хозяйство Волго-Уральского междуречья», в которой дана подробная характеристика природных условий правобережья Уральской области.
В последующие годы в Уральскую и нынешнюю Западно-Казахстанскую область стали приезжать республиканские и союзные экспедиции для поисков месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых, изучения гидрологических особенностей водоёмов, почв и растительного покрова.
Регулярное изучение географических особенностей регионов сегодня имеет особое значение. Ведь техногенная нагрузка на природу заметно возросла. Экологическая ситуация может резко обостриться в любой момент. Чтобы грамотно и рационально вести себя в такой ситуации, необходимо постоянно обновлять банк данных. А значит, почвоведам, ландшафтоведам и другим специалистам дело всегда найдётся. Потому впереди новые исследования. Так составлялся и будет составляться новый «Большой чертёж» нашего края.
Что касается приведённых в материале имён известных географов и путешественников разных эпох, то о них надо помнить, рассказывать школьникам и студентам. Ведь с них всё начиналось, это тоже наша история!