Автомобильный век: уральские страсти

30 июля 2015
0
1915

(Продолжение. Начало в № 22-30)

Композиция «Новый век». Р. Вафеев

Часть II. Быстрее ветра

«Уральские войсковые ведомости» также отмечают случай, когда при переезде через Камышовый ерик близ города затонул автомобиль, принадлежавший некоему иностранному подданному П.Л. Мильчу, с грузом 70 пудов при общем весе в 300 пудов. Нанятый владельцем подрядчик Зверев с 60 мужиками не смог вызволить машину из грязевого плена. После тщетных попыток автомобиль Мильча был за 125 рублей вызволен неким смекалистым местным умельцем, который с помощью вкопанного столба устроил ворот и с 10 помощниками без особого труда вытащил машину.

Автомобили не только въезжали в реку. Настоящим бичом автоэкипажей являлась грязь. Напомним, что в дореволюционном Уральске только Большая Михайловская улица имела твердое булыжное покрытие и то на участке от Петропавловской (ныне Пугачева) до Туркестанской (ныне Абая) площадей. Все остальные улицы после дождей становились непроходимы. Сохранилась газетная заметка о том, как 22 мая 1912 года после сильного дождя на центральной Алексеевской улице прямо напротив ремесленной школы (ныне областной музей) в грязи намертво застрял автомобиль Леонида Автономовича Овчинникова. Машину вытаскивала целая толпа. Любопытно, что на единственной дореволюционной фотографии с автомобилем на улицах Уральска изображен тот самый вид напротив ремесленной школы, где завяз Леонид Овчинников. Некоторые краеведы ошибочно считают, что на данной фотографии изображен первый автомобиль Уральска. На самом деле это фотография сделана где-то между 1910-1913 годами. На ней запечатлен автомобиль марки «Форд», один из двух-трех десятков автомобилей, колесивших в те годы по улицам Уральска.

Автомобиль Овчинниковых. Фотография из архива семьи ОвчинниковыхС момента официального разрешения автомобильного движения в Уральске, напомним, это случилось 3 мая 1905 года, едва прошло 6 лет, а машины уже прочно заняли свое место в городе. Быстрое увеличение их количества, а также участившиеся в связи с этим случаи столкновений с пешеходами и гужевым транспортом, вынудили местные власти разработать специальный документ, регулирующий правила дорожного движения. Прежние правила, а точнее всего несколько пунктов, опубликованных за подписью губернатора Ставровского в 1905 году, уже не вмещали всю сложность автомобильной практики. Именно по этой причине в 1911 году чиновниками Уральского Войскового хозяйственного правления был разработан и введен в действие специальный свод правил. Это первый самостоятельный юридический документ подобного рода не только в Уральске, но и вообще на территориях, впоследствии вошедших в суверенный Казахстан. Не будем его комментировать, а приведем с небольшими сокращениями в полном виде:

«Обязательное постановление о правилах езды по улицам города Уральска на велосипедах и автоматических экипажах, составленное Уральским ВХП согласно ст. 108 Городового положения 1892 г.

Ст. I. Правом езды по улицам города на велосипедах и автоматических экипажах могут пользоваться только те лица, которые умеют свободно управлять ими.

Ст. II. Каждый велосипедист или автоматический экипаж должен быть обязательно снабжен:

а) номером, прикрепленным сзади на видном месте; б) вполне исправным тормозом; в) звонком или рожком; г) укрепленным впереди велосипеда и экипажа фонарем, который должен зажигаться с наступлением сумерек;

Ст. III. Указанный № соответствует № регистрационного списка, в который записываются владельцы велосипеда и автоматического экипажа. Желающие могут получать жестянки с №№ из Уральской городской полиции, с уплатою закладной стоимости их;

Ст. IV. Езда велосипедов и автоматических экипажей воспрещается всегда:

а) по тротуарам; б) по пешеходным тропинкам и в) по городским бульварам.

Ст. V. Быстрая езда, в особенности в перегонку по городским улицам, воспрещается.

Ст. VI. Езда в незапрещенных местах допускается при соблюдении следующих условий:

а) только по одному в ряд; б) вообще по правой стороне улиц, лишь с целью избежать столкновения с проезжающими экипажами дозволяется свертывать к другой стороне на необходимое для этого время; в) совершать объезды пешеходов и экипажей только с левой стороны; г) обгоняя пешеходов и экипажи, заблаговременно давать звонки и ехать умеренным ходом; д) без надобности не звонить и не теребить в рожок; е) в случае беспокойства встречаемых или обгоняемых лошадей или испуга их, велосипедист или владелец автоматического экипажа обязан незамедлительно остановиться; ж) огибать угол или пересекать улицу дозволяется только по правой стороне и тихим ходом, предупреждая свое приближение звонком.

Ст. VII. В местах большого скопления публики, при встречах с крестным ходом, похоронною процессией или войсковой частью велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его в руках, а едущий на автоматическом экипаже остановиться.

Ст. VIII. Ведение регистрации велосипедистов и автоматических экипажей, испытание владельцев их умением управлять им, снабжением желающих из них номерными знаками, а также надзор за исполнением сих правил возлагается на местную городскую полицию, которая виноватых в нарушении сих правил привлекает к судебной ответственности установленным порядком.

Настоящее обязательное постановление вступает в законную силу тотчас по троекратном напечатании в «Ур. обл. ведом».

Всего через три года, в 1914 году, это постановление было доработано и дополнено. В новом документе увеличилась требовательность к практическому навыку водителей, подкреплявшемуся соответствующими дипломами (в нынешнем звучании правами) и испытаниями. Упорядочилась регистрация автосредств и водителей. Определился возрастной ценз, требования к физическому состоянию водителей, ужесточились требования к технической исправности автомобилей. В целом, по содержанию основных требований данные правила во многом приближаются к современным:

1. Правом езды на велосипеде могут пользоваться лица, которые умеют свободно управлять им; к управлению автомобилями и другими автоматическими экипажами допускаются только лица, имеющие установленные дипломы или получившие на то разрешение по надлежащем их испытании;

2. Осмотр и испытания экипажей, а также испытания лиц, на допуск их к управлению автоматическими экипажами проводится в г. Уральске из Полицмейстера и представителей Областного и Войскового хозяйственных правлений, а в уездах из уездного начальника и двух сведущих лиц, по его приглашению; освидетельствование и испытание производятся бесплатно.

3. Испросивший разрешение на допуск его к управлению автомобилями должен в заявлении обозначить свое звание, имя, отчество и фамилию, свой возраст и местожительство; к заявлению должен приложить две свои фотографические карточки, одна из коих остается при регистрационном списке, а другая прилагается к удостоверению. К управлению автомобилями допускаются лица обоего пола, за исключением лиц, не достигших 18-летнего возраста, имеющих от роду не более 60 лет, увечных и страдающих прилипчивыми болезнями или значительным недостатками слуха или зрения (…).

4. Владельцы автомобиля должны содержать его в полной исправности. Лицам, управляющим автомобилями вменяется обязанность:

а) Не допускать скорости движения экипажа в городах и селениях более 15 верст в час, а в степи более 70 верст; б) Уменьшать скорость движения хотя бы до полной остановки автомобиля во всех случаях, когда обстоятельства того потребуют; в) При проезде через мосты и ворота при поворотах с одной улицы на другую, на крутых спусках, при выезде из ворот и при въезде в оные, ехать настолько медленно, чтобы в случае нужды можно было тот час остановить автомобиль; г) Принимать все меры, чтобы лошади и верблюды не пугались, причем управляющий автомобилем и кучер экипажа должны оказывать всевозможные содействия и предотвращать могущих быть несчастных случаев; д) Следовать правой стороной, отнюдь не проезжая на левую сторону улицы, причем езда в вперегонку воспрещается; е) Предупреждать сигналом о приближении автомобиля встреченных, стоящих на пути и обгоняемых ими лиц, объезжая последних с левой стороны; ж) Подавать сигналы при приближении к перекрестку и перед всеми крутыми поворотами; з) Уступать дорогу крестным ходам, похоронным и другим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям, а при недостатке места для проезда останавливаться, пока они не проследуют.

Для получения разрешения на вождение необходимо было в заявлении указать тип транспорта, вид движущей силы, фабричный номер. Автотранспорт признавался годным для езды, если не распространял «дым, шум, зловоние», был оснащен тремя фонарями: 2-мя спереди и одним сзади для освещения номерного знака, причем фонари должны были заправляться исключительно керосином или маслом и иметь яркость в 50 свечей (электрических фонарей-фар тогда еще не было). Также в перечень необходимого оснащения входили два тормозных прибора, гудки, причем в городской черте запрещалось пользоваться рожком «Сирена».

(Окончание следует)

Автомобиль «FordTorpedo» 1911 года выпуска

Автор: Рустам Вафеев

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top