А мы чем хуже?

23 февраля 2023
0
3433

В июле 2022 года автору этих строк позвонила учитель из Трёкино с просьбой сориентировать насчёт поездки с учащимися на теплоходе по Уралу. Объясняю, что комфортабельных судов «Москва» и «Зарница» на реке давно уже нет. Можно прокатиться за поворот до Учужного затона на плавверанде с толкачом. Или на Барбастау на стареньком теплоходе «ПС-1», но там вообще никаких удобств. «Нас и до Учужного устроит. Очень дети ждут этой поездки. Полгода за мной ходят». Отвечаю, что пока поездка невозможна: речники на грани забастовки.

Но только ли в забастовках и других подобных бяках (задержка дотации, нет средств на ремонт) дело? Уральску катастрофически не хватает пассажирских теплоходов. Доходит до трагикомедии. Речники вынуждены выполнять заявки ветеранов и трудовых коллективов в ускоренном, как в мультфильме, темпе: едва люди сойдут на берег, чтобы искупаться, поиграть в мяч или приготовить шашлык, как их торопят в обратный путь. «У нас рейс до Учужного затона», – объясняют речники.

Всё. Отдых испорчен. Замечу, что особенно хотят покушать за общим столом на свежем воздухе те, кто по старой памяти не взял с собой провизии. Как пояснил нам ветеран спорта Кенжебай Рахимов, «некоторые наши бабушки думали, что по Уралу до сих пор ходит «Москва», на которой можно запросто перекусить в буфете».

Рахимов и другие любители отдыха на воде спрашивают: неужели нельзя организовать нормальные выезды горожан по Уралу с остановками на полдня-день на отдых с возвращением? Мол, читали в «ИНФОРМБИРЖЕ news”, что пассажирские суда с малой осадкой может построить и одно уже построило ТОО «Судоремонтный завод».

Недавно мы вновь беседовали на эту тему с его директором Владимиром Самсоновым.

– Технические возможности предприятия позволяют строить не только суда типа «Фонтанка» (проект наш на базе советского проекта Р118), но и типа «Москва» проектов Р-51 и Р-51Э, – говорит Владимир Борисович. – Наша «Фонтанка» успешно работает в Атырау, претензий со стороны заказчика – акимата Атырауской области – нет. Будут инвестиции – можем и для Уральска построить пассажирские суда. И новый дебаркадер. Проект тоже судоремонтного завода. Тогда можно воссоздать в городе хотя бы минимальную пассажирскую речную инфраструктуру.

Мой собеседник показал эскиз будущего дебаркадера. Он будет больше старого, пароходского, который сейчас находится в кемпинге «Мечта».

Напомним: «Фонтанке» не страшны мели. Теплоход имеет осадку 0,5-0,6 м, может запросто высаживать пассажиров на необорудованный причалами берег. На судне имеются пассажирский салон с удобными креслами, каюты, санузел. Пассажировместимость – 100 человек.

Теплоход можно также использовать для перевозки дачников. Особенно будут довольны садоводы Барбастау, которым сегодня часто приходится кутаться в тёплую одежду на пронизывающем ветру во время часового рейса. С помощью новой «Фонтанки» возможно восстановить линию Уральск – дачи ТЭЦ, где раньше работал проданный в Атырау теплоход «Речной-1». Это судно, кстати, также построено на Уральском судоремонтном заводе.

Наличие в Уральске хотя бы двух-трёх судов типа «Фонтанка» снимет массу проблем. Во-первых, позволит организовать массовый регулярный выезд уральцев и гостей города на Старые ямы, турбазу и в другие места отдыха. Во-вторых, станут возможным возрождение экскурсионной деятельности на реке, о необходимости чего много раз говорила ветеран туристической отрасли Нина Пустобаева. Возможны даже рейсы до Чапаева (по реке 205 км) с посещением музея легендарного начдива В.И. Чапаева.

Для любителей географии, природных феноменов, учащихся школ можно организовать спецрейсы к Сауркину яру.

На базе новых пассажирских судов логично создать отдельную судоходную компанию – местному бизнесу и карты в руки! Жить на реке (да ещё такой, как Урал!) и не развивать водный отдых и туризм – это странно и непонятно. И не нужно кивать на обмеление «колыбели осетровых». Весь Казахстан видел показанные по «Хабару» кадры: на нашей «Фонтанке» в Атырау не только пассажиров перевозят, но также проводят экскурсии и даже небольшие бизнес-форумы. А мы чем хуже?

Всем сегодня нелегко. Но люди работают, поддерживают, насколько это возможно, речные перевозки, в том числе пассажирские, и получают конкретный результат. Хочется думать, что и в Приуралье найдутся властные и деловые структуры, способные вернуть на Урал современный пассажирский флот.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top