Жажда жизни

23 декабря 2021
0
1246

Эти пейзажи не назовешь фотографиями – настоящие картины, выполненные рукой художника. Вот только у художника нет рук, и всю эту красоту он создает только с помощью фотоаппарата и своего искусства выбрать нужный ракурс, момент, место и время съемки. А еще – силой своей воли, умением понимать и ценить красоту, любовью к жизни во всех ее проявлениях.

Хотя жизнь с самого рождения была к Гордею Трищенкову несправедлива: он родился без рук и без ног. Но сумел окончить обычную школу, университет, получить профессию переводчика, освоить компьютер и создать семью. Еще не закончив университет, Гордей уже начал работать, но не переводчиком, а разработчиком сайтов и системным администратором. А сейчас является веб-разработчиком или, как сейчас говорят, айтишником, в крупной строительной кампании в Уральске.

У него много увлечений, но фотография стала почти что второй профессией. И вот – персональная выставка «Тридцатилетие независимости через призму времени». Время в его фотографиях застыло через призму, в основном пейзажей уральской природы.

Около сорока его работ демонстрировались в Выставочном зале в течение недели и вызвали большой интерес, особенно у коллег – как профессиональных фотографов, так и у любителей.

Все пейзажи узнаваемы, но на знакомые уральцам места художник (или его объектив) смотрит особым взглядом, поэтому на выставке часто звучали вопросы: «А это где?», «А это когда снято, с какого места?».

Закат солнца, который малиновым светом на мгновение отражается в реке, и фотограф запечатлевает именно этот миг, заставляя зрителя удивиться: как же я мог не заметить такие яркие краски? А дальше перспектива родного города, но главное здесь – река и этот закат. Малиновый, как околыши на фуражках уральских казаков.

Урал, уносящий воды вдаль, и несущиеся, как будто вслед за ними, облака в бледном свете зарождающейся в небе луны создают настроение тихой грусти и невозможности догнать то, что упущено.

Лес, колышущийся от ветра, и начинаешь понимать, что пока крепки корни, никакой ураган ни деревьям, ни человеку не страшен.

Золотое поле с зеленой кромкой деревьев на горизонте, яркой голубизной неба и пасущееся вдали стадо. Акцент на огромном поле, и вдруг, вдали, на поле – коровы пасутся. Таких оптических сюрпризов в фотокартинах немало.

Вообще, сочетаний золотого, голубого и зеленого на фотографиях Гордея особенно много. И почти в каждой картине сделан акцент на небе – чистом и безоблачном, покрытом облаками или предгрозовым.

Сосновый бор в Ханской роще, знакомый каждому уральцу – янтарные стволы деревьев уходят ввысь, почти смыкаясь в небе. Так их видит человек, запрокинувший голову вверх, осознавший вдруг свою ничтожность перед этими великанами.

Настроение ностальгии создает фото старого уральского дебаркадера на фоне осеннего леса. Милый сердцу каждого уральского старожила голубенький дебаркадер теперь стоит на берегу озера в оздоровительном комплексе «Мечта».

Много у Гордея Трищенкова белоснежных пейзажей – когда лес стоит «околдован чародейкою – зимой». Любит он снимать Уральск зимой, который, окутанный снежным инеем, тоже кажется околдованным – сказочным, уютным, чистым, светящимся какой-то первозданной, девственной красотой. Такой Уральск – когда снег укрывает землю, пушистый иней лежит на крышах, на стволах и ветках деревьев – любит изображать на своих графических картинах Рустам Вафеев, и фотоработы Гордея чем-то на них похожи.

Фотографии природы лиричны, поэтичны, настраивают зрителя на определенное настроение и размышления. И хотя на выставке в основном представлены пейзажи, сам Гордей признается, что больше всего любит делать портреты и снимать свадьбы. Он вообще человек очень позитивный и ему нравятся счастливые лица и радостные события.

Свадебная съемка – это еще и его дополнительный заработок, ведь у Гордея семья, подрастает дочка.

А еще Гордей всегда Девятого мая посещает площадь Победы, снимает Бессмертный полк, волнующие эпизоды встречи и поздравлений ветеранов.

На фотовыставке всего одна фотография на эту тему. Автор запечатлел трогательный момент: мальчик поздравляет одну из наших знаменитых женщин-фронтовичек с гвардейской лентой и множеством орденов и медалей на груди. А между ними склонил голову аксакал: одной рукой он обнял внука, а другой ветерана, как бы объединив сразу три поколения.

Это первая персональная выставка Гордея Трищенкова, о которой он давно мечтал и к которой готовился. Первая, но далеко не последняя. Он, например, любит делать макросъемки – это когда мелкий объект снимается с близкого расстояния крупным планом. Пчела на цветке, божья коровка на листке, муравей, ползущий со своей ношей в муравейник, или капля росы на розе.

Снимать крупным планом насекомых – это еще одно увлечение Гордея. На этих фотографиях даже безобидные кузнечики выглядят устрашающе, что уж там говорить о всяких пауках, жуках или мухах. По увеличенным деталям этих беспозвоночных можно изучать их строение, можно испытать страх или отвращение. Но чаще они выглядят, как иноземные существа.

Совершать макросъемку сложно, нужно терпение, умение выждать момент, не спугнуть насекомое. Но для Гордея это все-таки проще, чем делать снимки на природе.

– Как же он туда добирается без ног? – удивлялся наш фотокорреспондент Ярослав Кулик, рассматривая пейзажи Гордея.

– Жена возит на машине, – просто ответил мне потом по телефону Гордей.

Но ведь мало доехать, надо еще ходить, выбирая ракурс и момент! Ходить на протезах по лесу, траве, берегу реки, глубокому снегу.

Я не хотела делать акцент на его инвалидности, но без этого не обошлось. И оказалось, что Гордей на это не обижается и говорит об этом очень буднично, он привык к подобным вопросам.

– Я таким родился, поэтому мне легче, чем тем, кто родился здоровым, а потом стал инвалидом. Я учился в обычной школе, среди обычных детей, – сказал он.

Когда-то давно, когда я работала в областной газете «Приуралье», мне дали задание написать о недавно открывшейся первой в Уральске частной школе. Мне показали здание, классы, бассейн и фонтан во дворе, а также тетрадки первоклассника Гордея Трищенкова. Без единой помарки, каллиграфическим почерком были выведены строки в ученической тетради в косую линейку. Ну и что? Это же не фонтан у школы? Такие отличники есть в каждом классе. И тогда учителя с гордостью произнесли: «Так пишет мальчик, у которого нет рук». Я не поверила. Тогда мне показали, как маленький Гордей держит ручку, зажимая ее между правой – без кисти, и левой, которая заканчивается предплечьем.

Окончательно я поверила в то, что так можно выводить буквы без рук, только теперь – когда увидела, что он делает с помощью фотоаппарата.

О том, почему многие здоровые молодые люди – с руками и ногами – сегодня не хотят работать и чего-то добиваться в жизни, Гордей сказал коротко: «Потому что не хотят». И рассказал, что был у него один такой друг, которого он пытался перевоспитать личным примером. Но не получилось.

– Если человек не хочет, то никто его не заставит. А если хочет, то всего добьется.

В одном интервью Гордей сказал горько-знаменательную фразу: «Если у человека нет рук, он их никогда не опустит».

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top