Воспоминания о будущем

3 сентября 2020
0
406

Когда вышел недавно на берег Урала около посёлка Коминтерн (Жемчужный перекат), чуть было не ущипнул себя: уж не сон ли это? Словно «машина времени» перенесла тебя не то в «золотой век» судоходства на третьей по протяжённости реке Европы, не то в будущее…

При виде запечатлённой на снимке картины человек, впервые попавший на Урал, наверняка подумает: «Ого, какое тут интенсивное судоходство! И ПГС добывают…» Вынужден разочаровать: то, что на снимке, вы сегодня нигде больше на Урале не увидите. Это почти всё, что осталось от некогда мощного и единого Уральского речного пароходства. В начале 1990-х на его развалинах возникли мелкие судоходные ТОО.

Добычу и выгрузку песчано-гравийной смеси ведут плавкраны «Улан», «Орлан» и буксиры-толкачи производства Пинского СРСЗ с опускающейся в корпус рубкой – «Кинжегали Джунусов» (бывший «Минск») и «Владимир Чижов» (бывший «Киев», назван в честь ныне здравствующего мэтра уральского судостроения Владимира Николаевича Чижова). В кадре также патриарх пассажирского флота – «ПС-1», возвращающийся с дачниками из Барбастау в Уральск. Выше, за поворотом, в этот момент отчаливала от пристани Учужного затона «Ангара»…

А ведь в 1980 году в Уральском пароходстве насчитывалось 110 (сто десять) судов различного назначения, в том числе 45 буксиров-толкачей и 11 плавучих кранов. И каждому судну НАХОДИЛОСЬ ДЕЛО. Наряду с боратовой рудой, нефтепродуктами и зерном, одним из главных грузов была ПГС. Пароходство порой даже не успевало выполнять все заявки от потребителей песчано-гравийной смеси не только из Западного Казахстана, но и… Москвы.

Отчего такой ПГС-бум? Всё очень просто. Согласно лабораторным исследованиям, проведённым специалистами ГДР и ЧССР, занятыми на Карачаганаке, ТОЛЬКО ПЕСЧАНО-ГРАВИЙНАЯ СМЕСЬ, поставляемая Уральским речным пароходством, УДОВЛЕТВОРЯЕТ НОРМАМ ПРОИЗВОДСТВА БЕТОННЫХ РАБОТ НА ОБЪЕКТАХ ПРОМЫШЛЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖИЛЬЯ И СОЦКУЛЬТБЫТА. ПГС остальных карьеров области имеет большую минерализацию, из неё нельзя получить необходимые прочностные характеристики бетона.

Знаменитая Останкинская телебашня в Москве построена с использованием песчано-гравийной смеси, добытой речниками Урала! Неслучайно даже в нынешние далеко не простые времена сохраняется высокий спрос на речную ПГС, которую добывает около Коминтерна одна частная фирма.

С капитаном «Кинжегалия Джунусова» Виктором Крыгиным, бывшим капитаном «Владимира Чижова» Владимиром Верченко доводилось много раз участвовать в рейсах с грузом ПГС в Чапаев и Атырау. «Воронеж», где тогда капитаном работал Крыгин, даже толкал две счаленные 600-тонные баржи. В Атырау и ныне ждут такой груз, но на чём его перевозить? На Жемчужном перекате бы успеть!

ПГС здесь выгружается на яр, куда проложена накатанная дорога – ценное сырьё постоянно вывозится заказчиками. Плавкраны работают практически без перерыва – на многие километры разносятся лязг, «уханье» от опускания грейфера на баржу и характерное мягкое урчание моторов, слышимые в Учужном и Козинском.

Уже лет 30 пишу: такую бы технику – на ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ цели! И опыт уже есть – расчистка по просьбе Приуральной райрыбинспекции в 1988 году Рубёжки плавкраном № 11, – о чём наша газета неоднократно рассказывала. Плавкраном углубляли и Учужный затон. А сегодня чиновники придумали тысячи способов, чтобы ТАКИЕ РАСЧИСТКИ на Урале, его притоках и затонах больше НЕ ПРОВОДИТЬ (за исключением госзаказа на дноуглубление и дноочищение). И это – экология, забота о реке?! Гони «бабки» на углубление затона, бедный дачник!!!

Ломать – не строить. То, что разрушили, всё равно придётся восстанавливать. Не нам, так нашим детям и внукам. Жизнь заставит.

Фото автора

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top