Смех сквозь слезы

19 ноября 2020
0
165

Иногда кажется, что федеральные каналы российского ТВ захватили люди, поставившие себе целью развратить народ. Я уж не говорю об установлении отцовств, потерянных детях, семейных разборках, сводничестве и мордобое в прямом эфире.

Фонтан не заткнуть

Ну, например, «Вечерний Ургант». Попадешь на него случайно – тошнить начинает с первых его слов торжественного возвещения о появлении на экране себя любимого!

Плоские, пошлые, убогие шутки, а зачастую откровенное глумление над тем, что для многих людей является святым. Конечно, любимцу главного канала никто не придет отрезать голову, как учителю в Париже за карикатуру на пророка. Он может безнаказанно изголяться над чем угодно. Но шутить, например, о Холокосте, не будет. А о Победе, коммунистах, комиссарах, ветеранах – можно.

Недавно рекламу своему шоу устроил: «фонтан» под музыку Чайковского. Самое циничное то, что бетонное основание «фонтана Урганта» напоминало знакомый до боли чудом уцелевший под бомбардировками фашистов фонтан «Бармалей» в Сталинграде. Там пятеро детишек, взявшись за руки, застыли в хороводе. Здесь – четверо взрослых живых идиотов, взявшись за руки, под музыку Чайковского выпускают изо рта струйки воды. Аналогия с известной скульптурной группой, мне кажется, явно прослеживается. Даже изображение дается в черно-белом варианте. Не смешно, пошло, глупо, цинично. Этакий эпатаж из подворотни на всю бывшую большую страну.

У нас в Уральске был такой шутник-хулиган – Паша Федченко. Он такую же шутку однажды сотворил. Даже покруче Урганта. Залез в неработающий фонтан и… В общем, пустил струю, но не изо рта, а … ну, вы понимаете откуда. Вся его награда – хохот друзей. Которых он на это зрелище собрал. А расплата – пятнадцать суток в милиции. Ургант за свой эпатаж огромные гонорары получает. У Паши помыслы были чисты: друзей повеселить, внимание к себе привлечь. Вот бы и Урганту своих друзей веселить, тем более, что уровень его приколов не намного выше, чем у нашего городского шутника. Купил бы Ваня личный канал и там делал все, что хочется. Ведь, наверняка, Урганту очень хотелось, чтоб струя в том «фонтане» настоящая была – как у Павла. Но не все разрешается шалунишке с Первого федерального канала.

«С изрядною клубничкою притом»

Юмор «ниже пояса» стал на экране не только разрешенным, но и востребованным?

Писатель Александр Кабаков пишет: «…Наша эстрадная сатира прошла большой путь от Райкина и Жванецкого до Петросяна и Степаненко. Героем Райкина был воинствующий хам, и он вызывал адекватные ответные чувства – отвращение и даже ненависть. Герои нынешних звезд «веселого цеха» – такие же или еще более откровенные хамы, но они и изображаются, и воспринимаются с твердым убеждением: это не выродки, а нормальные люди, как все. Прежде народу предлагали посмеяться над быдлом, теперь народу объясняют, что он быдло и есть…»

Юмористы почему-то решили, что чем скабрезней они будут шутить, тем это веселее и остроумнее. Куда делся с экранов настоящий юмор? Даже КВН потерял свой молодежный задор и остроту. Куда делся с экранов настоящий юмор?

Мне кажется, совсем не смешно, когда пожилой человек кривляется на сцене и сыплет плоскими шуточками безо всякого смысла. Но ведь смеются. Неприятно, когда существо непонятного пола ходит по сцене в детских штанишках и пытается рассмешить публику. Впрочем, почему пытается? В зале постоянно раздаются взрывы хохота, камера показывает смеющиеся лица. Была уверена – это такой монтаж и звуковое сопровождение, специально, чтобы показать телезрителям, где нужно смеяться. Но оказывается, это в натуре. Народу нравится. Одно появление этих «мастеров веселого цеха» на сцене вызывает смех в зале. Только вчера в «Юморине» то ли певица, то ли актриса веселого жанра с птичьей фамилией вышла на сцену в виде русалки что ли – с каким-то хвостом. Долго извивалась увядшим телом и трясла грудями, прикрытыми компьютерными дисками. Зал ухахатывался.

Петросян показывает номер про человека, страдающего нервным тиком. Подергивает своими непропорциональными животу конечностями, садится вприсядку и делает что-то еще такое же маловразумительное – зрители хохочут. Может, я чего-то не понимаю?

Вспоминаются остроумные, смешные, обличающие, тонкие репризы Райкина, программа «Вокруг смеха», возникшая в 80-е годы. Ее саркастичный ведущий – писатель-сатирик Александр Иванов читал свои пародии всегда с исключительно серьезным лицом. Но какие это пародии! Позже издали их сборники. Станет грустно – откроешь и обхохочешься.

Мне кажется, его боялись даже именитые поэты, он едко высмеивал и Вознесенского, и Евтушенко, и Рождественского. Однажды он написал пародию даже на Татьяну Азовскую, обыграл строчку из ее стихотворения: «Мой прадед гарцевал в Париже».

Мне кажется, Иванов был не просто сатириком, а чистильщиком русского языка. Пародия на строчки поэта Сидорова. «Косматый облак надо мной кочует/ И ввысь уходят светлые стволы…»
«В худой котомк поклав pжаное хлебо/ Я ухожу туда, где птичья звон/ И вижу над собою синий небо,/ Лохматый облак и шиpокий кpон./ Я дома здесь, я здесь пpишел не в гости,/ Снимаю кепк, одетый набекpень,/ Весёлый птичк, помахивая хвостик,/ Высвистывает мой стихотвоpень./ Зелёный тpавк ложится под ногами,/ И сам к бумаге тянется pука,/ И я шепчу дpожащие губами: «Велик могучим pусский языка».

Строки стихотворения Кронгауза. «Непрерывно, с детства, изначально/ Душу непутевую мою/ Я с утра кладу на наковальню,/Молотом ожесточенно бью».

Пародия Иванова:

«Многие (Писать о том противно;/ Знаю я немало слабых душ!)/ День свой начинают примитивно –/ Чистят зубы,/ Принимают душ./ Я же, встав с постели,/ Изначально/ Сам с собою начинаю бой./ Голову кладу на наковальню,/ Молот поднимаю над собой./ Опускаю…/ Так проходят годы./ Результаты, в общем,/ неплохи:/ Промахнусь – берусь за переводы,/ Попаду –/ Сажусь писать стихи…»

Мы слушали эти пародии, вырезали со страниц «Литературки», смеялись до слез, удивлялись: как метко, умно, остро, без оскорблений, без мата, но в самую суть. Потом вышли сборники Иванова, и вот читаю эти пародии, когда грустно, и становится смешно и весело.

Владимир Цыбин: Я слышу, как под кофточкой иглятся/ соски твои – брусничники мои,/ ты властна надо мною и не властна,/ и вновь сухи раскосинки твои…

Александр Иванов: «Ты вся была с какой-то чертовщинкой,/ с пленительной смешинкой на губах,/ с доверчинкой до всхлипинки, с хитринкой,/ с призывной загогулинкой в ногах./ Ты вся с такой изюминкой, с грустинкой,/ с лукавинкой в раскосинках сухих,/ что сам собою нежный стих с лиринкой/слагаться стал в извилинках моих./ Особинкой твоей я любовался,/ вникал во все изгибинки твои,/ когда же до брусничинок добрался,/ взыграли враз все чувствинки мои./ Писал я с безрассудинкой поэта,/ возникла опасенка уж потом:/ вдруг скажут мне: не клюквинка ли это/ с изрядною развесинкой притом?..»

Иванов написал около тысячи пародий.

Приведу еще одно – на казахстанского поэта Льва Щеглова.

«Вот так живешь, живешь на свете наспех/ И вдруг нисходит словно благодать,/ Что ты уже не Лев Щеглов, а Каспий/ И Волге, кроме, некуда впадать.
Вот так живешь, живешь
                    на свете наспех,
Чудес немало видишь на веку.
Вот я уже не Лев Щеглов,
                                     а Каспий,
И на моем боку стоит Баку.
Напрасно говорят,
                          что я несносен,
Что сам в себе, должно быть,
                                         утону.
Я выгоден, поскольку
                                нефтеносен,
Я грозен, ибо делаю волну.
В подобной ситуации недолго
И ощутить внезапно
                                  благодать.
Я чувствую, в меня впадает
                                         Волга,
Течет и, кроме, некуда
                                   впадать.
Во мне теперь осетра
                                добывают,
Пловцы в меня пытаются
                                 нырнуть.
Проснулся я. Конечно,
                            все бывает,
Но простыни придется
                      простирнуть…

Это не просто смешно, это конгениально смешно, как сказал бы Остап Бендер.

До тридцати лет Александр Иванов был скромным учителем геометрии в одном из московских техникумов. Высокий, прямой Иванов с циркулем у доски выглядел уморительно смешно, и прозвище ученики дали ему – Циркуль. Первые свои пародии он отправил в «Литературку», и их практически сразу стали печатать: на этом поле ему не было равных. Передачу «Вокруг смеха» закрыли с распадом Союза – в 1991 году. Иванов умер в 1996-м, в возрасте 60-ти лет.

Конкурировать с мощью ивановского сарказма и после него не мог никто.

Кто может первым посмеяться над собой

Говорят, что анекдоты про евреев сочиняют сами евреи. И вообще, считается, что умение посмеяться над собой – это признак душевного здоровья и самодостаточности как отдельного человека, так и всей нации. И еще, конечно, потому, что юмор помогает переживать испытания.

Казахи тоже умеют и любят посмеяться над собой. Возможно, что Данелия в фильме «Кин-дза-дза» восклицание «Ку!», ставшее неким символом дурашливости, взял у казахов. Ку с казахского – хитрец, ловкач – так называли в Степи народных комиков-шутников, развлекавших людей на празднествах. Например, на свадебной церемонии беташар ку представлял девушке ее новую родню (как правило, очень большую у казахов), шутливо пародируя их повадки и «вымогая» подарки для невесты.

Кроме того, акыны и жырау (барды, исполнявшие многословные поучительные или же сатирические песни под собственный аккомпанемент на домбре) регулярно выступали на айтысах, высмеивали разные пороки.

Со времен Абая казахи с юмором говорят о своих «пороках». Например, «Русский, украинец и казах попали на необитаемый остров. Спустя год русский построил дом с баней. Украинец устроил ферму и винокурню. Казах весь год бездельничал, а, увидев успех своих соседей, пришел к ним и объявил, что с этого дня он будет их новым налоговым инспектором».

«Ехали по степи три ковбоя: Серик, Берик и Ербол».

О том, что многие в Казахстане говорят сразу на двух языках:

«Я тебе русским языком говорю: байрасым!».

КэВээНщики смеялись над попытками неких историков найти казахские корни в иностранных названиях и словах. Такие шутки обычно начинались со слов: «Когда казахи были великими мореплавателями». «Скажем, два брата Паракбай и Оракбай открыли Парагвай и Уругвай. Аргыны дали имя Аргентине. А экватор назван так потому, что там, посреди океана, сошлись в смертельной схватке два богатыря – еки батыр. А «караоке» основано на двух исконно казахских словах, точно описывающих принцип его работы: кара и оку, что означает «смотри» и «читай».

Горькая шутка об экологии:

На сцене стоит человек в халате, на котором изображена карта Казахстана. Его спрашивают: «Это что за мокрое пятно?» «Ааа, это Арал, да ничего, скоро высохнет. – А это что за яркая заплатка? – Это Астана. Раньше вообще дыра была!»

В начале 90-х ходил такой анекдот о переносе столицы из Алматы:

Утром просыпается президент, смотрит в окно и не видит гор. С ужасом спрашивает жену: «Мы что, и горы продали?» – «Успокойся, дорогой. Мы – в Астане».

Сегодня юмористические шоу в Казахстане – это копирование российских или западных, а шутки тривиальны и находятся «ниже пояса», считают юмористы. Хотя талантливых сатириков, юмористов и шоуменов много.

Самые амбициозные казахстанцы стремятся попасть в российский шоу-бизнес, в КВН. Но и эта передача, выжившая с времен СССР, в которой студенческие команды состязались в остроумии, ныне превратилась в глянцевое шоу с богатыми спонсорами и профессиональными сценаристами.

Тем не менее, сборная Казахстана не хуже других выступает на этих состязаниях.

В эти осенние пасмурные дни, когда день такой короткий, а ночи длинные, когда карантин, маски и изоляция – смех нам особенно необходим. Но когда на одном сайте пошутили над предложением всем в праздничный день выйти на балкон и спеть «День Победы», это было не смешно. Кадр из фильма «Кин-дза-дза», где Яковлев в клетке и Леонов стоят в позе «ку», выглядел насмешкой и над священным праздником, и над общей бедой – карантином.

Воистину, смех – дело серьезное.

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top