Жизненная сила

10 марта 2016
0
3832

Казахский народ своими мастерами славился всегда. Изделия из кожи, металла, дерева расходились не только по степи, но и в Россию и другие страны. Покупатели ценили товар, в первую очередь, как уникальную ручную работу.
На базары, проходившие в крупных городах Казахстана, съезжались отовсюду. На особом счету были серебряные женские украшения, амулеты и талисманы. Считалось, что зергеры, или по-другому ювелиры, наделяли подобные вещи особенной сакральной силой. Необычный орнамент способен оберегать от порчи, сглаза, он также становился хранителем жизненной силы своего хозяина.

Большой популярностью среди покупателей пользовались национальные ковры – сырмаки. Мастерицы изготавливали их из однотонного войлока, на который пришивали орнамент из войлока другого цвета. Работа кропотливая и трудоемкая. Для особой торжественности – линии пришива украшали тесьмой или нитью другого цвета. Сырмаки обычно настилали поверх текемета или простого войлока.

Шерсть для казахов всегда считалась ценным материалом. К ней относились с особым уважением. Из нее валяли ковры, шили одежду и делали юрту. Чем качественнее был материал, тем теплее и надежнее было жилище.

Так же высоко в степи ценилось дерево. Из него мастера изготавливали посуду, сундуки, кровати, седла и, конечно, домбру – самую дорогую вещь, украшавшую жизнь бедняка. Домбра – не просто музыкальный инструмент, а самый настоящий друг, который своим мелодичным звучанием скрашивал серые будни. Она умеет жалеть и страдать вместе с музыкантом. Благодаря домбре люди делились переполнявшей душу радостью, жаловались на тяжелую долю, рассказывали о любви. Ей всегда отводилось в доме самое почетное место.

– О народно-прикладном искусстве можно говорить много. Нашему народу действительно есть что сказать, а главное, что показать, и, может быть, даже похвалиться, – рассказывает сотрудник центра Кадыра Мырза Али, художник Бахыткали Уразов. – У нас много мастеров, до сих пор в отдаленных поселках живут умельцы, владеющие старинной техникой обработки кожи, шерсти или дерева. Большинство не имеют специального образования, самоучки. Учились у стариков, до чего-то доходили сами. Наша задача – сохранить народный промысел, не дать кануть в небытие. Мы должны крупица за крупицей собрать то, что уже почти потеряли. Для начала найти знающих людей, их работы, потом, может быть, открыть мастерские, где будут обучать ремеслу.

Бахыткали уверен: каждый район может ярко представить себя. К тому же выставки набирают популярность. За один месяц выставочный зал центра посещают до 300 человек, в основном ученики школ и студенты, но есть особые ценители среди поколения постарше.

Посетили центр гости из Алматы, члены Союза художников Казахстана, в том числе председатель Умирбек Байтурсунов, который высоко оценил работу центра. 15 октября – день художников Уральска. Гостям пришлась идея по душе. Приехав в столицу, они единодушно объявили этот день – Днем художников Казахстана.

Одна из заметных работ – картина местного художника Данияра Избасарова «Арпалыс».

Волчья стая напала на всадника. Конь пытается оторваться от них, но у загнанного животного практически нет сил. Злость и азарт в глазах хищников, решимость в глазах наездника. Сдаваться он не намерен, пытается уйти от погони.

Становится ясно, что художник дал право каждому домыслить, кому повезет в этой схватке.

В другом конце зала – изделия из дерева, шерсти, много фотоснимков и живописи.

– Мы не ставим перед собой задачу определить лучшую работу или найти в них «плюсы» или «минусы», – говорит Бахыткали. – Важно, что автор, может быть, совершенно далекий от искусства, старается не просто что-то создать, а передать свои эмоции и чувства.

На двух выставках в основном представлены работы детей, воспитанников Центра детского творчества. Надо сказать, что мы стремились несколько к другому, надеялись увидеть больше работ народных умельцев, мастеров, которые действительно занимаются делом. На очереди Аксай, Жангалинский район. Возможно, у них получится.

Декоративные работы из войлока, скульптуры из известняка, поделки из дерева… Преподаватель ЦДТ Кайсар Сисенгалиев – профессиональный художник работает с детьми больше шести лет. Он также представил несколько своих работ. Мимо его мини-картин пройти невозможно. Они написаны на бересте – березовой коре. Основные сюжеты – пейзажи, деревья, церкви, деревенские дома, ручьи, поля. Время года – зима. В этом секрет – яркие краски лета и осени не гармонируют с мягкой белизной бересты. Весна – самое время снимать бересту с дров, а с деревьев в местах вырубки – в мае-июне. Берестяные листы кладутся пачками под гнёт (чтобы они не сгибались) в темном, хорошо проветриваемом помещении.

На витринах – музыкальные инструменты, посуда. Представлена одежда казахской девушки, много ювелирных изделий. Директор ЦДТ Руслан Есенгалиев рассказал, что в ЦДТ занимается половина детей и подростков Акжайыкского района. Кружки на любой вкус. Поэтому представленные работы самые разнообразные, например, рисунки на газете, гобелен, фотография, войлок.

Пользуясь случаем, организатор выставки Батыргали Умаров приглашает посетить выставку. Художник уверен: не останется равнодушным никто.

Шинтлек Талапкалиев работает в центре искусств, но его работы здесь. Посуда из дерева, бесик и тумары, все это он сделал своими руками. Он тоже родом из Акжайыкского района.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top