Воспитание девочек у казахов

18 апреля 2024
0
2823

Казахи к воспитанию детей относились всегда очень серьезно, особенно дочерей. С раннего детства учили шить, готовить, стирать, играть на музыкальных инструментах. Одевали девочек скромно. На голову – тюбетейку, на ножки – сапожки, с 12-летнего возраста не разрешалось ходить босиком. Также им не полагались длинные серьги с подвесками, так как подобные украшения указывали на половую зрелость.

В отличие от женщин, девочкам и девушкам позволялось ходить с непокрытой головой. Им возбранялось закрывать лоб. Верили, что если лоб будет закрыт, от девочки отвернется счастье. Согласно этому поверью, давали и соответствующее имя Маңдайлы (счастливая). Древняя пословица гласит: «Шаш кескен – бас кескен» («Обрезать волосы – лишиться головы)», поэтому девочкам не подрезали волосы, считая, что вместе с этим укорачивается и счастье. Согласно казахскому этикету, волосы девушки должны быть такой длины, чтобы ими можно было закрыть грудь. Девушки косы украшали разными серебряными подвесками с элементами в виде змеиных голов – жыланбас – как считалось, они обладали магией защиты. На голову девушки надевали тюбетейку цилиндрической формы, украшенную на макушке перьями филина. В таком головном уборе выступали многие казахские певицы, в том числе и знаменитая Бибигуль Тулегенова.

Девушке полагалось быть немногословной и учтивой. Рекомендовалось не поднимать голову высоко и не смотреть прямо в глаза родственникам, гостям, мужчинам. Ни в коем случае нельзя было перебивать старших при разговоре, а взгляд при них должен быть слегка опущен. Большое значение придавалось выражению глаз девушек в присутствии старших, в особенности мужчин. Девушке не полагалось откровенно смотреть на юношей.

Девушки и молодые женщины садились на одну поджатую ногу, другую сгибали в колене. Такая поза была не только изящной, но и очень удобной: при обслуживании гостей можно легко и быстро встать. Позволялось сидеть на обеих ногах, поджатых в сторону. Закидывать ногу на ногу считалось неприличным. Согласно этикету, нельзя было нагибаться, поворачиваясь спиной к мужчине. Если нужно было что-то поднять, вначале женщина приседала, брала вещь, а затем выпрямлялась. Также нельзя было охватывать колени сцепленными пальцами рук. Верили, что в будущем это могло привести к одиночеству. Также существовало правило с положением рук. Запрещалось упираться ими в бока и класть их на голову, так как это было траурной позой. Нельзя подпирать голову рукой – согласно поверью, это могло привести к печали.

Также нельзя сидеть спиной к старшему и громко зевать, глядя на людей. Считалось, что в это время можно «глотнуть» отрицательную энергию. За девушками должны были присматривать снохи. Помимо наставлений и замечаний, казахи придерживались разных суеверий и примет. Чтобы дочь была необидчивой, ей не давали есть легкое животного (слово «Өкпе» имеет два значения – «обида» и «легкое животного»). А чтобы девочка не выросла легкомысленной и неусидчивой, ей не давали мясо с копчиковой кости. Девочки всегда находились на левой, материнской половине юрты. Девушки же могли бывать и на правой, мужской стороне. Дочерям на выданье полагалось сидеть за столом выше снох и даже старших братьев. О них так и говорили: «Қыз қонақ» (Девушка в доме гостья), «Оң жақта отырған қыз» (Сидящая в правой стороне).

Наглядный пример поведения девушки описан в книге «Мен әкемнің тұңғышы едім» («Я была первенцем отца») дочери великого писателя Мухтара Ауэзова. Со слов своей матери Райхан, Мугамила Мухтаркызы написала, как ее отец впервые приехал в дом своей будущей жены:

«В 1916 году отец приехал из Семея на каникулы в аул. Тураш ага (сын поэта Абая – Б. О.) ему сказал: «Недалеко отсюда живет мой друг Какен. У него есть шесть сыновей, а у них есть единственная сестра лет 15-16. Но ее не пускают на молодежные посиделки. Стараются, чтобы людям на глаза не попадалась. Если она тебе понравится, я готов помочь тебе жениться на ней.

… Семь джигитов выехали якобы на охоту, нарочно заблудились и приехали в аул девушки. Хозяева, узнав, что «охотники» прибыли из аула Абая, приняли их как почетных гостей. Но им не удалось увидеть Райхан. Через некоторое время джигиты снова выехали на «охоту» и опять посетили аул. Их снова встретили радушно. Зарезали баранов, кумыс лился рекой. Джигиты играли на домбре, состязались в шашки. Но девушка все не показывалась. Тогда парень по имени Есимжан нашел подход к одной из шести снох. Получив в подарок дорогие браслеты, серьги и ожерелья, сноха согласилась помочь. Женщина пошла к свекрови и попросила: «Мы целый день ухаживаем за гостями. Теперь печем баурсаки. Дети плачут без присмотра. Может еркем (милая) нам поможет?».

В те времена, когда девушка на выданье накрывала дастархан для гостей, все должно было быть новым. Оказывается, посуда, приготовленная для приданого, находилась в отдельном асадал (шкаф). Мать девушки дала разрешение: «Хорошо, ключи находятся у нее самой, пусть использует по своему смотрению».

По правилам того времени, девушка должна была ходить учтиво, медленной поступью – так, чтобы шолпы-подвески на косах не звенели громко. Когда Райхан, не поднимая глаз на гостей, молча накрывала дастархан, джигиты были восхищены ее поведением, никто из них не посмел посмотреть на нее открытым взглядом. Чтобы заговорить с девушкой, нужно было проявить «охотничью» находчивость. И тут один джигит заметил, что на кереге (решетчатая стенка юрты) висят красивые нитки золотистого оттенка, изготовленные из шерсти верблюжонка. Такие обычно предназначались для шитья шекпен (халат). Желая, во что бы то ни стало, услышать голос девушки, один из джигитов произнес:

– Вот это да! Какие же они красивые и мягкие, эти нитки! Как вы думаете, если попросим вашу мать продать нам их, она согласится?

– Не знаю, вряд ли. Это для братьев приготовлено. Мама не продаст, – очень тихим голосом ответила девушка.

Тогда джигит сказал:

– Почему же не согласится, если мы дадим хорошую цену?

Он имел в виду, что родители согласятся ее выдать замуж, если дадут богатый калым. Но девушка промолчала, ничего не ответив. Не только внешний вид, но и учтивость девушки очень понравились тогда еще 20-летнему будущему великому писателю. Вскоре они поженились.

Одним словом, девушка должна быть вежливой, приветливой, в меру общительной, сдержанной, улыбчивой и радушно принимать гостей. Таковы правила казахской этики.

Фото предоставлено СШ № 13 и Ярослава КУЛИКА
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top