Застывшие мгновения степи

1 сентября 2022
0
2169

В степях не было фотосалонов, но приезжали этнографы, которые и запечатлели жизнь и быт простых казахов. Впрочем, и не совсем простых. Среди сотен редких фотографий – фотография хана Букеевской орды Жангира и его жены Фатимы.

Известно, что она была сделана в Астрахани фотографом Вишневским. Это одно из первых фотоателье. Естественно, что тогда это было модным и достаточно недешевым удовольствием. Снимок можно назвать в числе первых в фотолетописи Казахстана. Да и вообще фотолетописи. Вишневский сделал его в промежутке между 1839-м (год изобретения фотографии) и 1845-м (год смерти Жангира).

Репортажная съемка – совсем другой жанр. Но чаще всего кадры все равно постановочные. Снимку любое движение противопоказано. Подул ветер – изображение испорчено. Сложностей много, зато результат замечательный. Много сохранившихся ценных снимков, автором которых является Самуил Дудин. Он сыграл уникальную роль в истории фотографии, был учеником Репина. Окончил академию художеств, а после увлекся серьезно этнографией.

Портативных камер не было. Вместо пленки – стекло. Еще требовалась специальная палатка – лаборатория, склянки с растворами: передвижная студия алхимика. Только стеклянных фотопластинок на сотни килограммов. Перевозили тяжелую поклажу на верблюдах. От взора мастера ничего не ускользало – девочка на фоне стены, беркутчи перед охотой, семейный портрет в юрте. Четверо мальчишек, мать строго смотрит на самого младшего. Степной вариант картины «Опять двойка». Подпись: «Богатая женщина с детьми».

Остались и фотографии, которые можно отнести к фоторепортажу – «Казахские женщины ковер делают». 500 фотографий отправили на выставку в Париж в 1899 году. Выставка вызвала огромный интерес у европейской публики. Ничего подобного еще в столице моды не видели. Впервые им показали жизнь и быт степняков, причем во всех тонах.

Художник Дудин пытался черно-белое мгновение наполнить красками жизни. Это первые опыты фотошопа. Сохранены фотографии, которые он раскрашивал. Делал это он уже не в полевых, а в лабораторных условиях, чтобы не забыть цвет, использовал шифр.

В декабре 1906 года фотограф Прокудин-Горский отправился запечатлеть солнечное затмение в горах Тянь-Шаня. Заснять его не удалось, зато остались замечательные снимки жизни кочевников – караван верблюдов перевозит колючку на корм, кочевник в степи. Прокудин-Горский сначала делал три черно-белых снимка через красный, зеленый, голубой фильтры, позже их воссоединял и с помощью фонарика проецировал. Цвет и глубина кадра получились не хуже, чем у многопиксельных современных аппаратов.

В конце XIX века набирает популярность так называемое открытое письмо. Открытки с видами Семиречья и достопримечательностями Верного разносятся по всему миру. Почти на каждом снимке фирменный логотип. Фотосалоны Махницкого, Ионова, Голубева имеют спрос. Но, пожалуй, самый известный – салон Лейбиных. Родоначальник Соломон Лейбин. Знаменитая фотография – Валиханов и Достоевский – им сделана. «Снимок сделан, несомненно, в фото-ателье, – пишет один из исследователей. – Это видно по обстановке: стол со скатертью, ковёр, ровный серый фон, а также по положению сидящих. Вероятно, это снимок работы Н. Лейбина, который содержал в Семипалатинске в те годы свою фотографию. По одежде Валиханова и Достоевского можно судить, что фото сделано летом… Как свидетельствует снимок, Чокан встретился с Достоевским в 1858 году, когда был проездом в Семипалатинске…».

Исследователь Н.П. Ивлев в книге «Находки краеведа» уточняет, что «фотоателье Лейбина находилось рядом с квартирой Валиханова или Достоевского в Семипалатинске… Друзья сели на стулья без обычной подготовки к сеансу. Даже не повесили фуражки. Позы самые вольные, словно находятся в домашней обстановке. У Достоевского выражение лица такое, что, кажется, он только на мгновенье прервал оживленный разговор с интересным и желанным собеседником… Сухие пальцы Валиханова сжимают рукоять кинжала, застыли от предупреждающего возгласа: «Внимание! Снимаю!». Щёлкнул затвор объектива – и нам оставлено запечатлённое изображение замечательных людей». Н.П. Ивлев датирует фотографию серединой мая 1859 года. Однако, при всей своей дотошности к факту, он также не указывает ни имени, ни других подробностей о фотографе Лейбине.

Ходили слухи, что владелец фотосалона вовсе не переселенец, прибывший крестьянским обозом, а учёный-еврей, родом то ли из Германии, то ли из Франции. Мол, оттуда он и привез секрет фотографии. Самые бойкие мальчишки, которым удавалось заглянуть в мастерскую фотомастера, уверяли, что господин Лейбин – алхимик. Имея в виду его таинственные приготовления фотопластинок, реактивов, оптики, других чудес, производимых при тусклом свечении керосинового фонаря.

Соломон Лейбин сменил место жительства на город Верный (Алматы), где с годами уже его сын, названный в честь деда Абрамом, продолжил славную династию фотографической семьи «Лейбин и сыновья». Выяснилось, что внуков у Соломона, судя по архивным документам, было семь, да ещё две внучки. И каждый из них внёс весомый вклад в культуру Казахстана. В каждом крупном селении Семиречья в XIX – начале XX столетий талантливые внуки, а затем и правнуки Соломона имели своё самостоятельное дело. Павел Лейбин известен, как составитель карт Семиречья. Это он вместе с первым пилотом Казахстана Шавровым и механиком Шаманюком вновь и вновь поднимались в небо, чтобы делать снимки с высоты птичьего полета.

В каждом городе свой летописец. В Павлодаре это Дмитрий Поликарпович Богаев. В 1910-1911 году он построил павильон, где фотографировал всех желающих. На то время это самый современный проект. Съемка продолжалась не менее получаса. Иногда посетители приносили свои кресла и стулья. С детьми проводили специальный инструктаж – быть терпеливыми и не хныкать. При помощи специального устройства крепили голову для неподвижного состояния.

Что же касается Уральска, первый «светописный» кабинет открыт в 1862 году войсковым архитектором Василием Михайловичем Кондрахиным. Постепенно понятие «фотография» прочно вошло в сознание и быт уральцев. История зафиксировала имена первопроходцев этого большого и популярного в городе дела. Домбровский Б.С. (1869 г.), Татаринов И.А. и братья Фидлерман (1870 г.), ученый рисовальщик Смирнов (1874 г.), Ф. Шредер (1878 г.). Вскоре они приобрели множество последователей. Известно, что до революции в городе работали 12 художественных кабинетов.

В 1884 году открыл свое знаменитое ателье на улице Крестовая (Крестовская; Крестовоздвиженская) и с тех пор прочно занял особое место среди уральских фотографов Петр Поляков. Ателье было оборудовано новейшими аппаратами, разнообразными аксессуарами, фонами и стильной мебелью. Помимо обычных фотографий CabinetPortret и VizitPortret производилось «увеличение портретов до желаемого размера и всякие модные новинки». Многие его фотографии хранятся до сих пор в музее «Старый Уральск».

Фото Ярослава Кулика и из Интернета
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top