Заглянуть за горизонт
Каким должен быть писатель-фантаст? Можно фантазировать, не считаясь ни с чем – даже с законами природы. И тогда научно-фантастическое «произведение» ничем не будет отличаться от сказки. Но можно, используя уже открытые наукой факты, знания, опыт, в том числе и свой собственный, попытаться заглянуть за горизонт, опровергнуть устоявшиеся, но неверные взгляды и гипотезы. И тогда открытия, которые могут произойти в будущем, будут сделаны сегодня. Не случайно многие корифеи научной фантастики пришли в неё из науки или производства. Принадлежит к ним и один из основоположников советской научной фантастики, яркий представитель её реалистического направления Александр Петрович Казанцев. 2 сентября исполняется 110 лет со дня его рождения.
«Вечный» студент
Казанцев родился в 1906 году в семье служащего частной торговой фирмы. Картинки детства навсегда врезались в память. Спустя много лет в автобиографической повести «Пунктир воспоминаний» Казанцев написал: «Юрты на дороге, табуны лошадей, вкусный, бьющий в нос кумыс, гостеприимные хозяева, с которыми отец, Пётр Григорьевич, говорит на их языке…».
Саша рос подвижным, любознательным мальчиком. Когда в 1911 году Казанцевы переехали в Петропавловск, он пытается написать роман «Восстание в Индии». Каракули девятилетнего ребёнка не сохранились, и через несколько лет учащийся реального училища Александр Казанцев с улыбкой вспоминал о своих наивных планах.
Пока отец воевал против колчаковцев, семья оказалась в Омске. Там Саша поступил в механико-строительное техническое училище, затем плавал по Иртышу механиком-практикантом на пароходе «Петроград». Неожиданно один солидный пассажир, разговорившись с начитанным, полным идей юношей, сказал, что нет смысла заканчивать училище и дал направление Главпрофобра в знаменитый Томский технологический институт.
К приёмным экзаменам Казанцев опоздал, однако настырного парня зачислили вольнослушателем, разрешили посещать лекции, но никаких студенческих прав Саша не имел. Вместо пяти он проучился семь лет и не обижался. Когда его называли «вечным студентом»: проекты выполнял намеренно повышенной трудности и в диплом они вписывались с присвоением конструкции имени автора.
Фонтан идей
На должности главного механика Белорецкого металлургического завода Казанцев прошёл настоящую инженерную школу. Отдохнув после напряжённого трудового дня, он пробовал изобретать, много читал. В студенческие годы, занимаясь физикой под руководством профессора Вейнберга, Казанцев изобрёл способ передвижения вагона в трубе с бегущим магнитным полем. Так родилась идея «электрического орудия», снаряд которого способен перелетать с континента на континент.
Приехав в Москву по производственным делам, Казанцев направился к начальнику Управления военной промышленности Павлуновскому и продемонстрировал действие модели. Неожиданно дверь кабинета открылась и на пороге появился коренастый человек с усами и проницательным взглядом. Молодой изобретатель обомлел: Сталин!
Но это был нарком тяжёлой промышленности Г.К. Орджоникидзе. Казанцев показал ему действующую модель и опробированные Вейнбергом расчёты межконтинентальной стрельбы (и это в 1931 году!), затем встречался с С.М. Будённым и М.Н. Тухачевским. Но изобретение электрокатапульты пришлось не ко времени: для неё требовались энергетические мощности, которыми в то время не располагала ни одна страна. Для создания электрических орудий был необходим более высокий уровень развития энергетики и мгновенное переключение всей промышленной мощности на электрокатапульту.
Такие проекты могли быть реализованы только в будущем. Но недаром говорят, что случай в жизни человека часто играет решающую роль. Директор Ленинградского Дома учёных Израиль Шапиро стал уговаривать Казанцева поделиться своими пока ещё фантастическими идеями с кинематографистами и принять участие в конкурсе научно-фантастических сценариев. Инженер-изобретатель надиктовал машинистке набросок сценария фильма «Аренида» – о том, как с помощью электроорудий человечеству удалось разрушить несущийся к Земле астероид Аренида.
Киносценарий получил высшую премию «Межрабпомфильма» и Дома учёных. Режиссёр и актёр Эггерт собирался снимать по нему фильм, но умер. Сценарий был опубликован в центральной печати, и вскоре Казанцев написал на его основе первый вариант романа. Но вот в «Правде» появилась статья первого секретаря ЦК комсомола А. Косарева о необходимости бороться с суевериями вроде распространения слухов о столкновении Земли с астероидом. Дело в том, что сценарием воспользовались сектанты, чтобы пугать верующих «концом света».
В то время обвинения, подобные косаревскому, могли послужить сигналом для травли. Казанцев понял, что роман рухнул. Результат – нервное потрясение. Однако начинающий писатель взял себя в руки, переписав роман заново, создав 14 (!) его вариантов. Аренида стала островом, а человечеству грозили не космические катаклизмы, а вызванный людьми пожар атмосферы. Так в 1939 году появился роман «Пылающий остров», вошедший в золотой фонд мировой научной фантастики.
Основная цель этого произведения – использование сверхпроводимости в электромашинах и сверхаккумуляторах. В 1980 году некоторые идеи «Пылающего острова» были воплощены в одном из московских КБ.
Сила фантастики
В 1939 году Казанцев побывал в Нью-Йорке на международной выставке «Мир завтра»: он отвечал за монтаж экспозиции советского павильона. Американские впечатления пригодились писателю-инженеру при создании романа «Арктический мост» – о строительстве подводного плавающего туннеля между СССР и США. Прочитавшие его японские инженеры в 70-х годах прошлого века приступили к сооружению плавающего туннеля между островами Хонсю и Хоккайдо. Такова сила настоящей научной фантастики!
Многим хорошо знаком фильм «Фантомас». В нём есть эпизод, когда из автофургона выезжает танкетка, врезается в запертые ворота и взрывается вместе с ними. Изобретателем танкетки и был Казанцев! Под его руководством она в 1942 году прошла успешные испытания и не на шутку встревожила гитлеровское командование: эта машина была применена при прорыве блокады Ленинграда.
Великую Отечественную войну полковник Александр Петрович Казанцев закончил в Вене в качестве уполномоченного Государственного комитета обороны. Он участвовал в демонтаже оборудования предприятий концерна Г. Геринга, восстанавливал промышленность Штирии – области в Австрии. Его очень любили австрийские рабочие и в шутку называли бородатого полковника «вице-королём».
Нужна литература прогресса
После войны Казанцев окончательно перешёл на литературную работу, стал членом Союза писателей. Несмотря на насмешки некоторых интеллигентов-технарей (мол, Петрович с ума сошёл – в фантастику ударился), он продолжал совершенствовать литературный стиль, брался за острые, злободневные темы.
Вскоре произошло событие, не имеющее аналогов в мировой научной фантастике. В 1946 году в журнале «Вокруг света» был опубликован рассказ А. Казанцева «Взрыв». Отталкиваясь от уже открытых наукой фактов, писатель-инженер выдвинул новую гипотезу природы взрыва в тунгусской тайге 30 июня 1908 года: там, по его мнению, потерпел катастрофу инопланетный космический корабль. В тайгу ринулись десятки экспедиций, в том числе из-за рубежа. Специальную экспедицию снарядил генеральный конструктор космических кораблей Сергей Королёв. В научных аудиториях и среди общественности закипели жаркие споры.
Сейчас метеоритная гипотеза практически отвергнута, дискуссии продолжаются между сторонниками инопланетной (ядерной) и кометной гипотезами. Ни одно произведение научной фантастики не вызывало такого резонанса!
В статье «Из космоса – в прошлое» (1972 г.) Казанцев выступил в поддержку гипотезы палеоконтакта – предположения о том, что в далёком прошлом человечество находилось в контакте и под воздействием представителей одной или нескольких внеземных цивилизаций, посетивших Землю. Эта работа, ставшая классической, обсуждалась на 3-м конгрессе «Общества древних астронавтов» в 1976 г. в Белграде.
Романы Казанцева «Подводное солнце», «Фаэты» (об атомной войне на гипотетической планете Фаэтон и её последствиях), «Сильнее времени», «Льды возвращаются», «Купол Надежды», «Клокочущая пустота», многочисленные рассказы издавались в СССР и за рубежом большими тиражами. По повести Александра Казанцева «Планета бурь» был снят одноимённый полнометражный художественный фильм, одну из первых своих ролей в котором сыграл известный в будущем киноактёр Георгий Жжёнов.
Казанцев много встречался с молодежью, отвечал на письма, начинающим учёным и энтузиастам помогал советами и даже знакомил с корифеями науки… Он постоянно подчёркивал, что сегодня особенно нужна литература прогресса, поднимающая злободневные общечеловеческие проблемы, но в то же время оптимистичная, подсказывающая выход из сложнейших ситуаций. Казанцев был единственным из писателей, кто выступил в защиту писателя Ивана Ефремова, когда на него начались гонения со стороны КГБ.
Александр Петрович показал себя мастером шахматного этюда, он 10 лет был вице-президентом ФИДЕ по шахматной композиции. Казанцев вместе с советским композитором Антонио Спадавеккиа создал три одноактные оперы, посвящённые завоеванию космоса. Сочинял Казанцев и фортепианные концерты.
В Акмолинском областном историко-краеведческом музее действует постоянная экспозиция, посвящённая Казанцеву. В 1998 году ему было присвоено звание Почётного гражданина Астаны. Скончался Александр Петрович 13 сентября 2002 года.
В одном из сонетов Казанцева есть замечательные строки: «О быте повесть – «микроскоп», фантастика же – «телескоп». Телескоп мечты, созданный бывшим военным инженером, побудил очень многих людей стать учёными, заняться изобретательством, бороться с консерватизмом в науке, научиться ценить великое сокровище Вселенной – планету Земля, способствовать внедрению достижений науки и техники на благо человечества. Разве не в этом предназначение настоящей фантастики?
Автор: Александр Суетин