Все средства хороши

21 сентября 2023
0
1170

Главой государства подписан Закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе». А также Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам онлайн-платформ и онлайн-рекламы».

Согласно нормам закона, собственники и представители онлайн-платформ будут обязаны удалять недостоверную информацию. Также законом вводятся штрафы за распространение ложной информации, определение термина «блогер» и обязательства по маркировке рекламы на онлайн-платформах.

Для обычных пользователей онлайн-платформ штраф составит 20 МРП, тогда как для блогеров, занимающихся предпринимательской деятельностью, – 40 МРП.

В интерфейсы и модерацию онлайн-площадок планируют ввести национальный язык. Это позволит алгоритмам соцсетей модерировать контент на казахском языке.

Также владельцев онлайн-площадок обяжут сотрудничать с государственными органами в борьбе с недостоверной информацией и уклонением от уплаты налогов.

Люди верят фейковым новостям, потому что привыкли доверять информации. То, что написано в Интернете, многие воспринимают как официальный источник. На деле это, конечно, не так. Эксперты отмечают, когда у большинства людей снижается уровень критического мышления, число распространителей фейков увеличивается примерно в 2-3 раза.

Так кто же создает фейки и зачем? Распространителей можно поделить на основные группы. Администраторы крупных сообществ (пабликов) в социальных сетях, а также авторы личных страниц или блогов со множеством подписчиков. Сюда же относятся владельцы популярных информационных каналов в мессенджерах. Публикация непроверенных или заведомо ложных сведений помогает набрать новую аудиторию и «раскрутить» страницу в Интернете. А это приносит рекламу и доход.

Прибегают к фейкам и не очень популярные новостные издания. Их принцип работы чем-то схож с предыдущим пунктом. Авторы готовы придумать какую угодно историю для публикации, которая «выстрелит» и принесет новых читателей.

Боты активно распространяют фейки. Ботами могут быть как живые люди, так и специальные алгоритмы, которые помогают множить поддельные факты практически в автоматизированном режиме. Программа работает гораздо эффективнее и быстрее. И если человека можно уличить во лжи, то «поймать за руку» бота практически невозможно.

Как показывает практика, нельзя просто так взять и пустить в массы какой-то громкий заголовок в надежде, что он соберет сотни тысяч просмотров. Создание информационного фейка – процесс творческий, проходит в несколько этапов. Для начала нужно определиться, для кого предназначается новость – кто ее целевая аудитория, кто будет читать, о чем будут читать и почему в это будут верить.

Рецепт успеха фейка простой, необходимо взять реальное место и участников действия, а затем добавить выдуманные события. Для большей убедительности создаются посты в соцсетях и приглашаются подставные эксперты. Сначала материал публикуется на одной или нескольких небольших площадках. Затем к этому подключают крупного блогера, пользующегося авторитетом у аудитории. Распространять известия помогают боты, которые также избавляются от скептиков, доказывая наблюдающим, что это они неправы. Новость начинает существовать и «вируситься». Если нужен длительный эффект, то повестка выпускается частями. Этот прием помогает развивать сюжет и держать аудиторию в курсе происходящих вымышленных событий. Рано или поздно найдется тот, кто опровергнет фейк. Для этого авторы новости выпускают еще одну – никак не связанную с предыдущей сенсацию, абсолютно на другую тему. Она будет еще скандальнее и отвлечет внимание от раскрытого обмана.

В создании информационных фейков все средства хороши. Чтобы убедить как можно большее количество людей, создатели приглашают «свидетелей» событий, подделывают фото- и видеодоказательства, ищут похожие новости из прошлого или придумывают их сами.

Порой фейк выглядит так искусно, что в его опровержение с трудом веришь.

Раньше новости можно было прочитать только в газетах или узнать из телевизора. С развитием Интернета инфополе значительно расширилось, стало происходить гораздо больше событий, читатели пресытились бесконечным потоком информации.

Иными словами, людей сложно чем-то удивить. Поэтому придумать скандальный цепляющий заголовок гораздо проще, чем найти действительно стоящий повод. Если нужно быстро раскрутить блог и заработать, то обман публики – самый популярный способ.

На обмане всегда кто-то зарабатывает. Газеты увеличивают тираж, продавцы наживаются на доверчивых покупателях, поверивших в рекламу.

Как понять, что новость реальна, а не является выдумкой автора? Обратите внимание на источник. Основная ошибка людей: они читают заголовок, подзаголовок, а затем закрывают новость. Изучите текст и ответьте на вопрос: о чем он? Соответствует ли его содержание приманке в виде громких фраз? Ведь для привлечения внимания порой придумывают сенсационные названия статей, которые не имеют ничего общего с сутью. Проверьте, что об этом пишут другие.

Если перед вами сенсационный материал, то вряд ли его проигнорируют остальные. Сообщают ли о событии надежные известные источники? Если в первоисточнике указаны ссылки, пройдите по ним. Подтверждают ли они факты или представляют такие же неизвестные сомнительные сайты? Посмотрите на дату публикации. Очень часто при запросах поисковики выдают ссылки на старые материалы. Прочитайте комментарии. Как люди оценивают написанное? Всегда найдется хотя бы один человек, который будет не согласен и сообщит об этом в комментариях. А вот сплошные положительные оценки и общее одобрение должны вас насторожить. Проверьте фотографию. Каждая статья сопровождается изображением. Оно могло быть грубо отредактировано, что сразу выдает подделку. Нередко в редакциях склеивают 2 совершенно разных снимка, чтобы сыграть на невнимательности читателя.

Мы устроены так, что склонны доверять и одобрять ту информацию, которая не противоречит нашей картине мира. И наоборот – мы не согласны со всем тем, что не вписывается в наши убеждения. Если заметили, что ваша точка зрения влияет на отношение к известию, то постарайтесь опустить предвзятость. Требуется время, чтобы научиться распознавать информационную подделку. Как только вы научитесь противостоять фейкам, вы внесете огромный вклад в борьбу с ними.

Главный совет – соблюдайте информационную гигиену. Если вы хотите читать новости, никто вам не запрещает это делать, но отдавайте предпочтение проверенным источникам, которые занимаются фактчекингом и давно зарекомендовали себя как авторитетные издания.

Включайте критическое мышление. Если вам хотя бы на секунду показалось, что написанный в соцсети текст звучит как бред, возможно, вам не показалось.

И, наконец, если вы нашли новость, в реальности которой не уверены, не пересылайте ее другим. А если завирусившуюся информацию опровергли, то стоит рассказать об этом близким, которые продолжают верить устаревшим данным.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top