Плоды воспитания
Хочется, чтобы ребёнок был умным, успешным, почти гениальным. Для этого многие родители нанимают репетиторов или отдают детей во все кружки рядом с домом. И это, конечно, приносит свои плоды. Мамы поделились своим опытом, а психолог советом.
Жанар Апакаева, мама ученика 10 класса, делится секретами своего воспитания:
– Адиль единственный ребенок в семье, с детства он получал заботу, внимание и любовь. Он очень рано начал разговаривать, с младых лет мыслил как взрослый. Я всегда с ним вела себя как со взрослым человеком и часто по некоторым вопросам с ним советовалась. Поэтому он с детства самостоятельный. Сама я росла в многодетной семье, мои родители всем нам дали высшее образование. Я по профессии финансист-бухгалтер, училась в Алматы, в Казахской Государственной академии управления, по специальности финансист. После окончания института вернулась в Уральск и начала работать в банковской сфере.
Есть пословица «Ұяда не көрсең, ұшқанда соңы ілесің» – то есть, то воспитание, которое я получала от родителей, я стараюсь передать своему сыну не только словами, в основном своим примером.
Адиль с первого класса учится на «отлично», первые 4 года в казахской школе. В 4 классе перевели в русскую. Как мама я переживала, что ему будет сложно, но он быстро адаптировался и стал учиться тоже на «отлично». В 8 классе самостоятельно принял решение перейти в школу № 8, в чем я его поддержала и сейчас очень рада, что он именно в этой. При выборе дополнительных занятий и спорта я ему также дала свободу выбора, он попробовал разные направления и остановился на футболе и плавании. Он увлекается историей, особенно ему интересна история Казахстана. В свободное время старается смотреть исторические документальные и художественные фильмы. И, конечно, как все подростки, любит проводить время с друзьями. У него их очень много. Я горжусь своим сыном и всегда поддерживаю его во всем. Сейчас он учится в 10 классе, претендент на знак «Алтын белгі».
Юлия Мендыгалиева, мама Дарьи:
– Воспитываем дочь, она ученица 10 «А» класса школы-лицея № 8. Мы с мужем старались окружить ее всем, что могло бы развить ее таланты. С самого детства она проявляла необычайный интерес к миру знаний.
Мы старались создать стимулирующую обстановку в доме, наполнив книгами и творческими материалами. Очень много уделяем времени дочери, общаемся. Дария серьезно увлечена музыкой. Занимала призовые места на различных олимпиадах, конкурсах. Игра на фортепиано – неотъемлемая часть ее жизни. Я всегда поддерживала ее в этом, обеспечивала возможность для занятий в музыкальной школе.
Кроме того, Дария много читает. Ее книжная полка полна разнообразной литературы: от классики до научных трудов. Я считаю, что чтение расширяет кругозор и помогает развивать воображение и аналитические способности.
Однако я также понимала, что важно не только развивать умственные способности, но и формировать характер. Я учила ее ценить чужой труд, быть терпеливой и уважительной к людям. Моя дочь стремится к знаниям и постоянному самосовершенствованию. Я горжусь ее достижениями и уверена, что она сможет добиться всего, что задумает.
Психолог Ирина Старостина объясняет родителям, что воспитание успешного ребёнка напрямую зависит от того, что в него вкладывают родители. Результаты исследований, проводимых японскими учеными, говорят: чтобы ребёнок вырос успешным, необходимо лишь 2 фактора: поддержка и совместное времяпрепровождение.
– Ребенка нужно просто любить. Когда он капризничает, не хочет учиться или заниматься музыкой, – все равно любите, причем как можно сильнее, – говорит психолог. – Поддерживайте все его начинания. Пусть сын или дочь будут уверены: мама и папа всегда пойдут навстречу, поймут и поддержат. Еще интересуйтесь ребёнком. Задавайте ему вопросы, требующие развернутого ответа. Не «ты играл с детками в садике?», а «в какие интересные игры ты сегодня играл? что тебе не понравилось?» Если что-то запрещаете, обязательно расскажите, почему вы это делаете, и как можно изменить ситуацию. Проводите с ним время. Играйте, гуляйте, занимайтесь спортом, рассказывайте о своем детстве. Подавайте личный пример. У родителей, чей главный жизненный маршрут – «диван – микроволновка», целеустремленным ребёнок может вырасти не благодаря воспитанию, а вопреки ему. Но такое случается редко, не надейтесь. Помогайте ребёнку осознавать себя, свои сильные и слабые стороны, учиться оценивать свои поступки.
Когда ребенок знает, что мама и папа любят его и рискнут всем ради его благополучия, он не нервничает, а чувствует себя уверенно. Значит, цель мамы и папы – не принуждать к своему видению окружающего мира, к своему вектору, а узнать, чего желает их сын или дочь, какие у них таланты, шансы, увлечения, возможности. И, исходя из этого, создать правильные обстоятельства для воспитания ребёнка, мотивировать его, помогать, выручать, вдохновлять.
Специалист объясняет – мам и пап можно разделить на два вида. Первая группа готова вложиться в своего малыша, создать ему атмосферу, в которой его заложенный потенциал мог бы раскрыться, новые полезные навыки легко сформировались. Они часто говорят следующие фразы: «Моя Маша ещё с детства увлеклась театром. Сейчас водим её в театральную студию, где она изучает сценическую речь и актерское мастерство. В будущем, может быть, будет поступать в театральные вузы». Мамы и папы второго вида уверены, что вкладываться в развитие детей не особенно нужно. Такие родители часто говорят: «Мой ребёнок с «тройки» на «четвёрку» перебивается. Ничего ни поделать, сами плохо в школе учились. Спорт он не любит, книги тоже, увлечений нет. Не заставлять же его». Плыть по течению, конечно, легко. Но в этом случае мечты об успешной жизни можно оставить.