Школьные годы военные

16 мая 2024
0
2223

НВП – курс занятий, в рамках которого старшеклассников обучают основам военной службы и военного дела. Речь идет как о теоретических, так и о практических навыках. Среди прочего школьников учат правильно оказывать медицинскую помощь, обращаться со средствами индивидуальной защиты… Иван Васильевич Зайцев преподает НВП в специализированной Областной школе № 8 для одаренных детей. Он рассказал об особенностях работы военрука.

– Иван Васильевич, какую цель Вы ставите перед каждым уроком?

– Основная цель НВП – дать знания старшеклассникам по основам военного дела. Однако есть и другие цели – воспитание патриотизма, чувства ответственности, дисциплинированности. Проще говоря, начальная военная подготовка нужна для того, чтобы ребята выросли настоящими мужчинами. Плохо, когда 18-летний парень не умеет развести костер, пришить пуговицу. Но урок посещают не только мальчики, но и девочки. Им все эти знания в жизни тоже могут пригодиться. В школьной программе – строевая подготовка, основы стрельбы и так далее. Отдельное внимание уделено психологическому аспекту военной подготовки. Предполагается, что освоившие НВП школьники научатся принимать взвешенные решения в экстренных ситуациях.

– Вы сами служили в армии, где получили педагогическое образование?

– Я сразу после школы поступил в колледж № 5, получил специальность оператора ЭВМ. Работал в Теректинской средней школе, обслуживал компьютерную систему. Потом поехал в Москву на «заработки», а вернувшись, опять работал в школе, но уже в другой. Тогда мне предложили получить образование преподавателя НВП. Сомневался, казалось, уже «старый», мне было 23 года, но все же поступил в ЗКГУ им. М. Утемисова, на педагогический факультет. К тому времени я уже отслужил срочную службу. Но решил параллельно отучиться на военной кафедре ЗКАТУ им. Жангир хана, решил получить офицерское звание. Были планы идти служить в профессиональную армию, но работать стал в школе. Уже четыре года преподаю. Мне нравится.

– С какого класса вводится предмет НВП в школе?

– В 10-11-х классах. Но я также работаю со школьниками среднего звена, так как являюсь руководителем детско-юношеской организации «Жас Улан», организованной внутри школы. Изучаем также теорию и практику: дети больше узнают. Темы те же – общевоинские уставы, символы Вооруженных сил республики, рода войск, воинская дисциплина… Однако по-настоящему горят глаза у ребят на практике. Изучение строевого шага, разборка и сборка автомата Калашникова по нраву и мальчикам, и девочкам. Настоящий восторг вызывают военно-патриотические конкурсы и состязания, которые дают дополнительные знания и умения, помогают раскрыть творческий потенциал ребят. Проводятся мероприятия на городском, областном и республиканском уровнях. И это дает результат. Согласно статистике, примерно 60% учащихся проявляют интерес к воинской службе. В подобных конкурсах они участвуют с огромной отдачей, проявляют выдержку, терпение, волю к победе, стремятся быть на высоте. Также в школьной и факультативной программе – обеспечение безопасности жизнедеятельности. Актуальная тема в наше время. Современный человек должен знать, как себя вести в той или иной чрезвычайной ситуации – наводнение, пожар, террористический акт. Актуальна тема бытового насилия, об этом тоже говорим.

– НВП способна воспитывать чувство патриотизма?

– С современной молодежью работать сложно – свои амбиции, свое отношение к жизни. Если кто-то что-то навязывает через силу, никому не понравится. Так же и тут. Не нужно силком заставлять любить свою Родину или идти служить в армию. Они должны сами понять, что настоящий мужчина обязан пройти школу мужества. Это долг каждого. Я стараюсь, чтобы они это сами поняли. Мои выпускники, находясь на службе, пишут мне, рассказывают об армейских буднях. Никто не жалуется. Они становятся настоящими мужчинами, патриотами. Я бы здесь отдельно сказал о воспитании мальчиков. К сожалению, в школах мало мужчин, в то время как много неполных семей. Дома, в детском саду, в школе – женщины, они занимаются воспитанием мальчиков. С юных лет до совершеннолетия находятся под гиперопекой, отсюда и проблемы. Урок НВП для моих учеников – это, в первую очередь, дисциплина, и начинается она с ведения тетради. В ней должен быть идеальный порядок. Я требовательно к этому отношусь. В противном случае следует наказание – отжимания, приседания и так далее. И опаздывать на урок тоже нельзя. Они это хорошо знают.

– А материально-техническая база?

– В прошлом году военкомат изъял у нас это самое материально-техническое обеспечение. Были и саперные лопатки, автоматы Калашникова, винтовки. Изъяли из всех школ в рамках инвентаризации, но назад пока не вернули. Но что-то осталось. К слову, у нас налажено тесное сотрудничество с городским военкоматом. Организуем экскурсии, встречи. Налажен контакт с военной кафедрой ЗКАТУ им. Жангир хана. У них много наглядности. Ребятам интересно, они, как говорится, могут все увидеть и потрогать своими руками. Проходят интересные встречи с ветеранами Афганской войны, участниками боевых действий на таджико-афганской границе.

– В советское время очень популярна была игра «Зарница». Сейчас тоже проводятся соревнования?

– Да, проводятся игры, военно-полевые сборы. В 2022 году игра в онлайн-формате. На областном уровне мы заняли третье место, на республиканском – первое и третье.

– Сколько часов отводится на НВП?

– На каждый класс 34 часа в год. Получается, занятие один раз в неделю. Этого, конечно, мало. Но есть еще кружок «Юный стрелок». Когда наша школа находилась в здании школы № 37, в подвале мы организовали тир. Современный ребенок должен выплескивать свою энергию. Должен быть постоянно занят, чем больше он занят, тем лучше для него. Урок НВП – прекрасная альтернатива. Собрать и разобрать автомат на время, пробежать кросс по спортивному ориентированию и почувствовать себя разведчиком. Энергия выплескивается в игру.

Сейчас дети играют в компьютерные игры, но компьютерная игра плоха тем, что даёт эмоциональный заряд, когда ты чувствуешь себя кем-то. Но возможности выплеснуть энергию в тело, чтобы изменился гормональный фон, она не даёт.

– Спасибо за разговор.

Фото Ярослава Кулика и из архива И. В. Зайцева
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top