Востребована, но…

15 июня 2023
0
5137

Современный город – сложнейший организм. Одной из главных его частей является строительство жилых зданий, промышленных и инженерных объектов. Оно невозможно без использования ценного строительного сырья – песчано-гравийной смеси. Обычно под ПГС понимают её сухопутный вариант. Однако эту смесь также добывают плавкранами из русел рек. У речной ПГС много достоинств, в Казахстане и за его пределами она всегда востребована. Её добыча продолжается на Урале и Иртыше, несмотря на кризисы и финансово-экономические потрясения. Без ПГС, особенно речной, невозможно представить современное индустриально-инновационное развитие страны, её регионов, успешное проведение в жизнь жилищной политики, чему уделяет особое внимание руководство Казахстана и лично Президент К.К. Токаев.

Автору этих строк доводилось общаться с высококлассным специалистом Уральского речного пароходства Валерием Георгиевичем Гузеевым, ныне покойным. Именно он отвечал в пароходстве за добычу песчано-гравийной смеси. Каждую весну Валерий Георгиевич занимался согласованием с различными инстанциями, в том числе природоохранными органами, мест (карьеров), где будет производиться добыча.

Он постоянно подчёркивал важность маркшейдерской службы, знания особенностей тех или иных участков Урала, которые планируется отвести для добычи ПГС.

Эту добычу и перевозки Уральское пароходство начало после войны, но регулярный и массовый характер они приняли в 60-70-х годах ХХ века. Руководители области ежегодно выходили на различные органы с просьбой дать возможность речникам добывать и перевозить столь необходимую дорожникам и строителям песчано-гравийную смесь.

Объёмы добычи и перевозки песчано-гравийной смеси неуклонно росли и достигли в начале 1980-х годов 1 миллиона тонн. Перегрузка ПГС с речных судов на железнодорожные платформы велась на втором грузовом причале около ТЭЦ.

Между тем введение в строй и работа сухопутных песчаных карьеров обходилась очень дорого и не обеспечивала потребностей строительства в сырье. Так что без речной ПГС не обойтись никак.

Более того, согласно лабораторным исследованиям, проведённым специалистами ГДР ЧССР, занятыми на освоении Карачаганакского месторождения, только песчано-гравийная смесь, поставляемая Уральским речным пароходством, удовлетворяет нормам производства бетонных работ на объектах промышленного строительства, жилья и соцкультбыта. ПГС остальных карьеров области имеет большую минерализацию, из неё нельзя получить необходимые прочностные характеристики бетона.

Качество ПГС из Урала, как и чёткую, слаженную работу речников (ТОО «Флот») оценили и наши партнёры из итальянской фирмы «Тадини», занимавшейся реконструкцией дороги Уральск-Атырау. Они прямо заявили: если бы не речные перевозки смеси, гораздо более дешёвые, чем автоперевозки, дорогу не удалось бы реконструировать в намеченные сроки.

Что касается строительства жилья и объектов соцкультбыта, то речная ПГС также оказалась очень востребованной.

Именно добываемая речниками ПГС использовалась при сооружении Мемориала Победы, набережной Урала около пристани «Уральск», а также четырёх 12-этажных жилых домов на ул. Дзержинского (ныне пр. Абая) методом скользящей опалубки. Возведение этих многоэтажек потребовало огромного количества бетона.

Сегодня добычу и перевозку песчано-гравийной смеси на Урале производит ТОО «Эсторал». Фирма имеет буксиры-толкачи проекта 730 «Кинжегалий Джунусов» и «Владимир Чижов», плавкраны «Улан» и «Орлан», другую технику.

Добыча производится, главным образом, в черте города и его окрестностях. Это районы железнодорожного моста через Урал, бывшего завода «Металлист» (ныне ЗКМК), второго причала, Ханской рощи и посёлка Коминтерн.

Рабочий процесс идёт интенсивно и отработан до автоматизма. Вот как это происходит возле Коминтерна. Один плавкран и теплоход с баржей под загрузку находятся в верхнем плече Жемчужного яра, а в нижнем располагается второй плавкран, который разгружает ПГС с баржи второго буксира-толкача прямо на берег.

Двигатели плавкранов «Улан» и «Орлан» утихают лишь на несколько минут, затем работают на полных оборотах до наступления темноты. В шесть утра добыча возобновляется, горы ПГС на яру растут, к ним протянулись следы от множества приезжающих сюда за сырьём машин.

Сегодня транзитные перевозки ПГС по обмелевшему Уралу, в том числе до Атырау, не производятся. Зато кипит работа в окрестностях областного центра.

Директор Республиканского государственного казённого Уральского предприятия водных путей Александр Колобов неоднократно обращался в республиканские органы с просьбой разрешить путейцам ПГС, поднятую со дна при углубительных работах, не сваливать в русло, где её смоет половодьем, а продавать городским организациям. Ведь спрос на смесь огромный. Этот вопрос пока не решён.

В последнее время активно развивается нефтегазовая инфраструктура в Атырауской области, продолжается освоение каспийского шельфа. В связи с этим уральским речникам поступают заявки на перевозку в этот регион песчано-гравийной смеси. Выполнить их сегодня нельзя по причине нехватки флота и обмеления Урала.

Давно назрела необходимость в разумном государственном регулировании таких процессов. Ведь с той же трассой Уральск – Атырау далеко не всё закончено.

Трасса будет расширена и реконструирована по первой категории. Значит, для этого потребуется огромное количество ПГС. Один маленький «Эсторал» с такой задачей не справится. К тому же у предприятия есть свои планы работы на ближайшие навигации.

Всё это ещё раз убеждает в преимуществе при проведении масштабных работ крупных государственных речных предприятий перед мелкими частными компаниями.

Фото автора и Н. Тастанбекова
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top