В Уральск привезли «Золотого человека»

28 июня 2016
0
6966

Показ экспоната происходит в казахском драматическом театре и продлится до 29 июня.



— Выставка будет проходить по всему Казахстану. Провести такое турне решил Национальный музей республики Казахстан. Уральск стал первым городом в республике, который принял на своей земле столь важный для нашей страны экспонат, — рассказала Ардак Жанибековна, проект-менеджер Национального музея РК. — Большую поддержку в поездке нам оказал акимат Западно-Казахстанской области. Следующим городом, в который мы повезем «Золотого человека», будет Актюбинск.

Стоит отметить, что «Золотой человек» является реставрацией ископаемой находки. Доспехи, в который был облачен воин, до наших дней сохранились не полностью, поэтому большая часть экспоната состоит из современных, восстановленных деталей.

Справка из Википедии:

«Золото́й челове́к» (каз. Алтын Адам) — условное название археологической находки, сделанной в 1969-1970 гг. в 50 километрах от Алматы в результате раскопок кургана Иссык на берегу реки Иссык, достигавшего высоты 6 метров, а в диаметре — 60 метров.
Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде.

В 1969 году группой казахстанских ученых под руководством Кемаля Акишевича Акишева был обнаружен уникальный археологический комплекс иссыкского могильника. Курган Иссык входит в комплекс могильника, расположенного на левом берегу горной реки Иссык, рядом с городом Иссык, в 50-ти километрах восточнее г. Алматы. Могильник состоит из 45 больших царских курганов диаметром от 30 до 90 и высотой от 4 до 15 метров. «Курган Иссык» располагался в западной половине могильника. Его диаметр – 60 метров, высота — 6 метров. После сноса насыпи, на глубине 1,2 метра от уровня древнего горизонта были обнаружены два захоронения: центральное и боковое (южное).
Центральное было неоднократно ограблено. Боковая могила оказалась не потревоженной, захороненный и погребенный инвентарь сохранились полностью. Погребальная камера была сооружена из обработанных бревен ели. В северной половине были обнаружены останки погребенного. В погребальной камере было найдено свыше 4 тысяч золотых предметов, железные меч и кинжал, бронзовое зеркало, глиняные, металлические и деревянные сосуды.

В боковой погребальной камере, срубленной из стволов тянь-шанской ели, обнаружили более четырёх тысяч украшений, выполненных из листового золота, некогда нашитых на одежду, обувь и головной убор, а также золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды. В захоронении была найдена серебряная чаша с 26 письменными знаками. Находка датируется V—VI веком до н.э. Надпись на чаше до сих пор не расшифрована. В южной и западной частях боковой камеры была размещена посуда из дерева, глины, бронзы и серебра, а в северной части, на дощатом полу, были обнаружены останки погребённого, лежащего головой на запад. Примерный возраст захороненного там древнего человека — 18 лет. На скелете и под ним было обнаружено множество золотых украшений одежды, головного убора и обуви. Рядом разложены оружие и разная утварь, которые могли пригодиться в загробной жизни. У локтя левой руки помещена стрела с золотым наконечником, здесь же, но выше локтя – нагайка, рукоятка которой спирально обернута широкой золотой лентой, ещё выше – сумка, в которой находились бронзовое зеркало и красная краска. Пол и антропологический тип установить не удалось в связи с плохой сохранностью костных останков и их последующей потерей. Соответственно, отсутствует возможность провести реконструкцию внешности или сделать хромосомный анализ. Предметы, находящиеся в захоронении, могут принадлежать как мужчине, так и женщине. Существует несколько вариантов реконструкции костюма и головного убора. Предположительно, это — сак-тиграхауда, потому что у него на голове остроконечный головной убор высотой 70 см, украшенный золотыми пластинами и бляхами с изображением коней, барсов, горных козлов, птиц, деревьев. На шее находится золотая гривна с наконечниками в виде голов тигра. С левой стороны черепа была обнаружена золотая серьга, украшенная зернью и подвесками из бирюзы.

Форма одежды и способ захоронения позволяют предположить, что «Золотой человек» являлся потомком видного сакского предводителя или членом царской семьи. Отдельные казахстанские историки выдвигают предположение, что захоронение принадлежит усуню.

Автор:
Фото: Нурлан Тастанбеков
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top