В тандеме

13 июля 2023
0
4689

У сценографа должна быть богатая фантазия. Другими словами, талант. Театральный художник – второй человек после режиссера, его правая рука, вместе с которым они создают настоящий многомерный мир, в котором живут не только герои постановки, но и сам зритель.

Театральный художник Мурат Мамбетов в Драматическом театре имени Х. Букеевой работает 10 лет. Пришел сразу после окончания Академии искусств имени Жургенева и включился в работу. Правда, как говорит он сам, сначала был страх, с которым приходилось бороться. Сейчас в его послужном списке более 50 спектаклей. К тому же Мурат освоил профессию актера, играет на сцене Драматического театра им. А.Н. Островского.

– Мурат, как ты стал театральным художником?

– Сценография – искусство создания художественного образа спектакля посредством декораций, костюмов, грима, театральной техники. Язык театрального художника – это язык пластики, цвета, света, фактур. Без сценографии не может состояться ни один спектакль, ни одно действо. Он сорежиссер и сопостановщик спектакля. Обязательно живописец, скульптор, архитектор, художник по свету, технолог сцены и актер. Поскольку должен ощущать себя еще и внутри пространства с декорациями. Каждый новый спектакль ставит перед сценографом свои задачи, требует точного и выразительного образа, фантазии и творческого подхода. 50 процентов успеха постановки – заслуга художника. В профессию пришел неожиданно для себя. После школы поступил в педагогический колледж, специальность – преподаватель черчения и ИЗО. Затем в Академию искусств имени Жургенева. Учился бесплатно. При другом раскладе, я, скорее всего, выбрал бы другой вуз. Моим преподавателем был Заслуженный деятель культуры РК, кавалер ордена «Курмет», сценограф Есенгельды Туяков – художник-постановщик Государственного академического театра имени Ауэзова. Есенгельды Туяков ввел нас в прекрасный мир театра, дал понять главное: это зрелище. На третьем курсе мы ушли на практику, есть я стал работать и уже продолжал работать дистанционно. Наш педагог был уверен, работая в театре, мы научимся большему, и процесс получения образования будет осознанней. Я, как положено, писал курсовые, контрольные, рефераты, отправлял их по электронной почте. В итоге академию окончил с красным дипломом.

– Первая постановка, в которой работал самостоятельно?

– Спектакль-притча, поставленный по мотивам пьесы драматурга и психофилософа Андрея Максимова «Любовь в раю. Кладбищенский ангел». Пьеса стала популярной после премьеры на сцене Ленкома в 1989 году, а также после публикации в журнале «Театр». На меня легла большая ответственность, но с поставленной задачей я справился. Режиссер остался доволен. Сложность заключалась в том, что нужно было показать ад и рай. Создали темный фон с тремя стенами. В каждой своя тайна, а дверь – как переход из одного временного пространства в другое. Словами объяснить сложно, лучше увидеть. Дальше с режиссером Оксаной Малушей ставил спектакль «Последняя жертва». Если говорить о сложных работах, то сюда можно отнести спектакль «Хан Жангир». И дело не в массовости. Спектакль мы подготовили за 20 дней. За это время придумали и пошили костюмы, сделали декорации. Весь коллектив работал в режиме цейтнот. Спектакль представлен на фестивале, который проходил в Атырау. Несмотря на спешку, качество не пострадало. Спектакль занял первое место. Нужно отметить, что я как художник должен добиться, чтобы декорации были удобными в сборке, крепкими и безопасными для актеров.

– С чего начинается работа?

– С того, что режиссер приносит художнику текст пьесы. И мы начинаем думать, в каком стиле будет постановка – фантастика, экшн, современность или историческая достоверность и так далее. Режиссер может прийти уже со своей идеей. Или ждать, когда у художника возникнет что-то свое. Самое сложное – придумать. Я мог часами сидеть перед чистым листом бумаги, и ничего не приходило. При этом понимал, как нервничает режиссер, что время поджимает. И в самый последний момент возникает идея, которой, возможно, потом будут довольны все. Ее даже могут назвать гениальной. Откуда все это берется, не знаю. Далее обсуждение: как это все воплотить в жизнь. В работе театрального художника невероятное количество мелочей, которые нужно учесть и не потерять из виду. Ведь из этих деталей складывается вся постановка, они помогают актерам войти в свои роли, а зрителям – погрузиться в атмосферу спектакля и по-настоящему прочувствовать его. То есть ты придумываешь свой маленький мир, а потом он вдруг оживает, и его уже можно потрогать руками. Все, что было у тебя в голове, спустя время становится реальностью.

– Кто «важнее» режиссер или сценограф?

– Спектакль – это всегда диалог. У нас разные задачи. Как правило, режиссер не навязывает своего видения в изобразительном решении спектакля. Работа идет в тандеме.

– Есть ли мода в сценографии?

– Такого, чтобы в этом сезоне все театры мира делали именно такие декорации, а в следующем другие, не бывает. Но определенные тенденции, конечно, прослеживаются. Сейчас, например, это минимализм с акцентом на современность.

– Вы работали и в других театрах?

– В Актобе я поставил около пяти спектаклей. В том числе «Черная бурка», «Ревизор». В театре имени Н.А. Островского – спектакль «Любо-дорого». К слову, в театре А.Н. Островского я выступаю в качестве актера. Участвовал в постановке спектакля «Джут». В ней четыре главных роли, и одна из них моя.

– А есть мечта?

– Хотелось бы поработать с зарубежными режиссерами. В Ташкенте проходил форум театральный, тогда была такая возможность, и мне это понравилось.

– Спасибо за разговор.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top