Центр будущего
Областной центр информатизации и проектирования в образовании. Именно здесь разрабатываются и внедряются инновационные решения, призванные вывести образование региона на новый уровень. Основанный в 2003 году, он выполняет целый ряд задач: от обеспечения школ и колледжей современной техникой и высокоскоростным Интернетом до повышения цифровой грамотности педагогов и внедрения передовых платформ. Мы побеседовали с Аканом Маликовичем Бижановым.
– Акан Маликович, каковы основные задачи и цели?
– Областной центр информатизации и проектирования в образовании» создан постановлением акимата области 25 декабря 2023 года. Я руковожу им с 2024 года. Основная цель – обеспечение методической, технической и организационной поддержки процессов цифровизации системы образования, а также содействие внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Задачи следующие: создание и сопровождение цифровой образовательной среды в школах и колледжах, повышение цифровой грамотности педагогов и учащихся, обеспечение бесперебойной работы образовательных ИКТ-систем, таких как электронные дневники и образовательные платформы, внедрение инновационных технологий и образовательных платформ, проведение обучающих мероприятий и, конечно, методическая и техническая поддержка учебных заведений по вопросам цифровизации.
– На каком уровне оснащены компьютерами и Интернетом школы, колледжи и вузы области?
– Все 365 школ оснащены компьютерной техникой на 100%. Общее количество компьютеров в школах составляет 32 061 единицу. В 35 колледжах имеется 4 942 единицы компьютерной техники, а в организациях дошкольного образования – 1 687 единиц. Оснащение школ компьютерной техникой, учебными кабинетами нового образца и интерактивным оборудованием позволило сократить количество учеников на один компьютер с 7 до 4. Кроме того, школы оснащены 2 776 интерактивными досками и 1 326 интерактивными панелями. Что касается Интернета, все 365 государственных дневных общеобразовательных школ обеспечены широкополосным доступом к Интернету.
– Какие технологии используются для доступа к интернету в школах?
– Мы используем шесть различных технологий: Starlink в 136 школах (37%), оптоволоконные линии связи (ВОЛС) в 185 (51%), ADSL в 1 школе (0,3%), радиомост в 21 школе (5,7%), LTE в 16 (4,4%) и спутниковая связь в 6 школах (1,6%).
– Как оцениваете уровень цифровой грамотности педагогов?
– В целом, уровень цифровой грамотности педагогов ЗКО можно оценить как хороший, с тенденцией к повышению. Большинство учителей уверенно используют базовые цифровые инструменты. Конечно, молодые учителя более уверенные пользователи, чем педагоги старшего возраста. Некоторые педагоги испытывают затруднения при работе с интерактивными платформами и сервисами для создания цифрового контента.
Для повышения цифровой грамотности необходимо систематическое повышение квалификации, организация регулярных обучающих курсов и мастер-классов по современным ИКТ-инструментам, а также проведение семинаров, вебинаров и конкурсов цифровых педагогических практик на уровне области и районов.
– Насколько тесно взаимодействие со школами и колледжами?
– Согласно утверждённому годовому плану, центр проводит семинары для учителей информатики с целью повышения квалификации и профессионального уровня. Также конкурсы среди педагогов и учащихся в различных IT-направлениях. Центр консультирует школы и колледжи по техническим вопросам, помогает в адаптации новых цифровых решений, обеспечивает сопровождение по внедрению образовательных платформ и проводит анализ цифровой активности учебных заведений.
– Какие цели поставлены на ближайшие 5-10 лет?
– Определены следующие цели: цифровизация образования: полное внедрение и развитие цифровой образовательной среды (ЦОС) в школах и колледжах, развитие интерактивных платформ, дистанционного и гибридного обучения, интеграция ИИ и Big Data для анализа образовательных результатов. Безопасность и устойчивость ИТ-инфраструктуры: обеспечение кибербезопасности в образовательных учреждениях, создание резервных и облачных хранилищ для образовательных данных, централизованное управление лицензиями и доступами к различным образовательным платформам. Инновационное проектирование в образовании: разработка и внедрение новых моделей образования, таких как STEAM, Smart Learning и EdTech, пилотные проекты по цифровой трансформации школ и колледжей, поддержка стартапов в сфере образования. Кадровый потенциал и цифровая грамотность: повышение квалификации и цифровых навыков педагогов, поддержка ИТ-кадров, разработка курсов и тренингов по EdTech. Мониторинг и аналитика образования: разработка и внедрение панелей мониторинга по успеваемости, посещаемости и цифровой активности, ведение аналитики по цифровому следу учащихся.
– С какими трудностями приходится сталкиваться?
– Основные трудности, включают: недостаточную материально-техническую базу в некоторых сельских школах, где компьютеры и мультимедийное оборудование морально устарели и требуют замены, а также нестабильный Интернет в отдалённых населённых пунктах, что ограничивает доступ к образовательным платформам.
– Каким вы видите будущее информатизации образования в Казахстане?
– Будущее информатизации образования в Казахстане я вижу как инновационное, гибкое и ориентированное на ученика, с активным использованием цифровых технологий для повышения качества и доступности образования. Ключевые направления будущего включают массовое внедрение смарт-классов, интерактивных панелей, онлайн-ресурсов, единые образовательные платформы, индивидуализацию обучения с помощью ИИ, переход к устойчивым гибридным моделям обучения, повышение цифровой грамотности учителей и учеников, усиление кибербезопасности, электронное управление образованием и интеграцию с международными платформами. Главная цель – сформировать современную, доступную, качественную и безопасную цифровую экосистему образования, способную адаптироваться к вызовам времени и удовлетворять потребности учеников, родителей и учителей.
– Спасибо за беседу.