Тайна трагедии на перевале

24 августа 2017
0
2143

Игорь ДятловВсе непонятное, трагическое, а, возможно, связанное с какими-то испытаниями, в советские годы старались засекретить. Но случаи эти, обрастая слухами и домыслами, всё равно становились известными, о них говорили, их обсуждали, даже спустя годы. Один такой случай сильно меня интересовал, потому что когда-то давно я слышала, что одним из участников его был наш земляк. Но насколько это верно, не знаю. Искала биографии тех погибших студентов, но уральско-аксайских корней ни у кого не нашла, место рождения не указывалось. Все они были из разных мест.

Их было девять – молодых, здоровых, сильных, веселых и смелых студентов Уральского политехнического института (аббревиатура УПИ – совсем как нашего Уральского педагогического), бывалых туристов, проходивших маршрутами третьей степени сложности. Романтики, верящие в силу науки, в светлое будущее. Ведь война, которую они пережили детьми, позади, а впереди – интересная работа, освоение этого удивительного края.

Возглавлял группу студент пятого курса Игорь Дятлов, в честь которого теперь и называется этот перевал. В зимние студенческие каникулы 1959 года они отправились в поход через перевал в горах на севере Свердловской области. И… пропали. Больше чем через месяц их обнаружат мертвыми: у троих смертельные раны, шестеро умерли от переохлаждения.

Но самое странное – в картине трагедии. Впечатление было такое, что туристов внезапно что-то так напугало, что они, разрезав палатку (а экспертиза показала, что разрезана она изнутри), в панике выскочили из нее в двадцатиградусный мороз полураздетые и покатились по склонам холма. (По материалам следствия – разрезанную изнутри палатку покидали все вместе, организованно, без паники). Многие источники со ссылкой на судмедэкспертов и свидетелей утверждают, что смерть их была мучительная – выражение страха и страдания застыло на лицах. Одни из них умерли раньше, другие позже. Пытаясь согреться, живые ножом срезали одежду с мертвых товарищей, пытались развести костер из сосновых шишек, которые плохо горят, хотя вокруг много сухого валежника (у большого кедра, где лежали двое, нашли следы костра). Их тела были в положении, будто они ползли к палатке – то ли не в силах встать на ноги, то ли придавленные к земле неведомой тяжестью.

Еще одна странность – в засекреченности материалов расследования, несмотря на прошедшие почти 60 лет, и в том, что до сих пор так и не названа причина этой трагедии. Нет ни одной публикации о ней в те годы, когда это случилось. А ведь не могли журналисты не заинтересоваться такой сенсационной темой. Почему-то вернулась ни с чем из командировки в Ивдель Свердловской области лучший репортер «Комсомолки» Татьяна Агафонова. По свидетельству коллег, сказала: «Там не о чем писать». То есть, ребята перепились, кто-то вышел из палатки и потерялся или позвал на помощь, его кинулись искать, и все скатились со склона. Кто-то разбился о камни, остальные – просто замерзли.

Но почему они выскочили из палатки полуодетыми и даже разутыми, кто в носках, кто в одном валенке, кто вообще босой? Почему у некоторых переломы такого характера, будто их кости сдавила неведомая сила? Почему их кожа была оранжевого цвета, и хоронили ребят в закрытых гробах на самом краю Свердловского кладбища? И почему журналистов не пустили на место трагедии?

Как рассказывал один из следователей по этому делу, гостиница в Ивделе была забита журналистами. «Но прокурор области сказал: «Если только будет что-то опубликовано – всё, под суд отдадим!» А журналистов приехало много. Клинов кулаком ударил: чтоб ни одного журналиста здесь не было! И всех просто сдуло. Остался Яровой, шустрец такой, журналист. Тогда мне было 22 года, ему тоже. Я его затолкал в вертолет, сказал, что без понятых не поеду, по закону не положено. Такое дело и без понятых?! Говорю: это у меня не журналист, а понятой». (Н. Варсегов, «За свою ошибку они заплатили жизнью»).

В 1966 году Юрий Яровой написал книгу о трагедии на перевале, которая объясняла гибель туристов сильным морозом и бураном – в полном соответствии с официальным заключением следствия.

В том, 1959 году на перевале дежурил, пытаясь узнать правду, собственный корреспондент газеты «Уральский рабочий» Геннадий Григорьев. На сам перевал его сначала не допустили, и за поисками пропавших студентов он следил из штаба в Ивделе. Все, что узнавал, записывал в свой дневник, писать в газету ему запретили, но он говорил, что у него из головы не шли эти девять, очень хотелось узнать истину. Обещал не писать, все равно бы не опубликовали, если такая была установка. Собирать сведения Григорьев начал еще в аэропорту.

«Из разговоров в аэропорту: «Они 28 января днем со 2-го Северного рудника отправились на лыжах. Юдин заболел и вернулся. (То есть было десять, осталось девять человек, как будто специально по легенде манси – Н.С.). Палатку, наверное, они развернули в спокойных условиях. Так как сняли ботинки, штурмовки. И, наверное, спали. Это было, наверное, 31 января. Удивительно, почему не сорвало палатку, не унесло рюкзаки, а людей унесло? Столько загадок?!».

«Этой трагедией живет весь Ивдель. Сочинено много предположений и сплетен, но всем их очень жалко».

«24 февраля. Палатка в 500 м от вершины и 500 м до леса. У палатки были манси и лыжники. Это лыжи девяти человек. Вокруг палатки стояли палки. Палатка от вершины 300-400, от леса 500-600 м. Удивительно, почему на склоне горы ни одного кустика нет. В палатке все вещи, документы, фотоаппарат, полностью продукты, крупа пшенная, лыжи. В эти дни, когда студенты находились там, были бураны. Палатку поставили до бурана капитально. Палатку может заставить поставить только буран на склоне. Может, начались обвалы, и они из палатки выбегали».

«Прокурор нашел 8 следов босиком».

Ребята были романтиками, комсомольцами, атеистами, не верящими ни в бога, ни в черта. Они, конечно, не верили в легенды манси о страшной богине, но о суровости этого края знали, но ведь они были хорошо экипированы, и все имели первую категорию по туризму и альпинизму. Вели личные дневники, а руководитель и общий дневник экспедиции. Но ничего, объясняющего происшедшее в них не нашли: все случилось внезапно.

«Нашли четыре трупа, – пишет журналист Григорьев в своем дневнике. – Дятлов держится за березку и прижался к ней. Двое других занесены около кедра. Они потом срубили все ветки на высоте роста и разводили костер. Но потом не хватило пищи костру и он погас. Потом буря, и они все под снегом. Нашли в вещмешках дневники. В них записи: какой суровый край, как трудно, но какая прелесть быть в этом краю. Будет время, здесь будут заводы, города и счастье первыми разведывать этот край. В дневниках написано, что идти очень тяжело».

В поисках были задействованы не только следователи, но и местные жители. Прошло больше месяца, и людей искали под снегом, вертолетам мешал приземлиться сильный ветер. Видимо, проник на перевал и Григорьев. В своем дневнике он пишет:

«От палатки 800 м лес, 1,5 км хороший. Горы все обледенели и камни. Собака о камень разбилась. Вертолет возле камня садится. Одеты в лыжные костюмы, без головных уборов. Один парень в одних трусах. Они вдвоем разжигали костер. На ногах носки, ноги погорели, руки обожжены. Руки в крови. Босые бежали 2 км. Трупы обламываются и как хрустальные. Вымерзли. Как могло получиться? Почему они разуты?».

«Дневники лежали в личных вещах. У Дятлова маршрут на каждый день. 31 января маршрут есть. Дневник Дятлов вел каждый день, другие пропускали. У него один блокнот личный, другой ведет для группы. 3 дневника нашли. Дневники лежали в личных вещах. Последняя запись в дневнике Игоря Дятлова 31 января:

«Похолодание. Вырыли 1,5 м в снегу яму и установили палатку и легли спать, раздевшись».

«Палатка разорвана в нескольких местах до метра. Некоторые палки, которые крепят палатку, обломаны».

Григорьев оставляет обрывочные записи, для себя, для будущей статьи, которую надеется написать.

«Собака вернулась. Я думаю, телогрейка Зины Колмогоровой. Волосы растрепаны, глаза полузакрыты. Видно, что измучились. В руках снег, ноги согнулись.

«Боролись со смертью. На таком ветре костер трудно развести».

«Мешок Игоря Дятлова. Там все было разложено. Ботинок, в нем гетры. Женские. Все в снегу. Страшно смотреть. Потом себя пересилили и стали их тащить, грузить».

Григорьев разговаривал с местными жителями, летчиками и геологами. И все они говорили, что вокруг этой горы в Уральском хребте какая-то «труба» – происходит сталкивание западных и восточных ветров. Поэтому первоначальная версия следствия – студенты перепили, выскочили на крик товарища, и их унесло ветром.

Версий гибели группы Дятлова было выдвинуто множество. Самая экзотическая – их убили внеземные пришельцы. Местные жители говорили, что не раз видели в небе над той горой какие-то светящиеся шары.

Не менее экзотичная версия – они пошли туда, куда, по поверью аборигенов этих мест – манси – ходить не следует. На горе Мертвецов (вообще-то с манси ее название переводится как Мертвая гора, но ведь первое страшнее) живет ужасная богиня Сорни-Най, которой нужны жертвы: девять оленей, девять гусей, девять рыб и девять молодых охотников. Она высосет души жертв, развеселится и забьет в бубен, замечет огненные стрелы. Такую легенду до сих пор рассказывают у перевала за бутылку водки старые манси.

У этой версии была и другая, не мистическая сторона – якобы ребят убили сами манси, считая, что они вторглись в святые для них места. Но манси добры и простодушны, на убийство не способны, тем более что сами избегают этих мест, считая их гибельными (хотя некоторые источники утверждают, что на этой горе они до сих пор проводят какие-то ритуальные обряды).

Мансийских шаманов следователи допрашивали, но те твердили одно: их убила злая богиня горы Сорни-Най. Никаких улик не нашли и шаманов отпустили.

Версия вторая – криминальная. Якобы студентов убили беглые зэки – Сибирь, вокруг полно лагерей для уголовников и политических. Но ради чего? Ничего из снаряжения не было похищено, в палатке осталась нетронутой смерзшаяся горка бутербродов (видимо, в момент, когда все случилось, ребята ужинали), даже дефицитный в те годы фотоаппарат остался на месте.

Самая популярная среди версий связана с ракетой, выпущенной с Плесецкого космодрома. Ракета полетела не туда, и ударная волна погубила людей, а яркий свет заставил на время ослепнуть – вот почему они ломали кедровые ветви, а не собирали доступный валежник. Страх перед гулом и светом заставил студентов покинуть палатку. Взрывом ракеты объясняется то, что кожа трупов была ярко оранжевого цвета, а на одежде двух студентов нашли следы радиации.

Но если это упавшая ракета, то почему совершенно не пострадали палатка, деревья, почему хорошо сохранились следы, а повреждения были не у всех студентов? Да и вряд ли студенты политеха в век спутников и освоения космоса испугались бы ракеты, как невежественные дикари.

Некоторые исследователи (ученые в том числе) считают, что группа попала в аномальную зону земного притяжения. В такой момент все, что находится на земле, поднимает вверх неведомая сила и тащит в разные стороны. Из-за этого необъяснимые внутренние повреждения, симметричные переломы ребер, как бы от сдавливания мощной рукой.

В прошлом году Первый канал показал фильм о гибели группы Дятлова. О перевале сняли фильм также американские журналисты. Там, конечно, много всякой мистики и тумана. Альпинист и путешественник Владимир Рыкшин, который все свои отпуска проводит в уральской тайге, у перевала Дятлова, был возмущен: и те, и другие создали ажиотаж, мистику. «Я был в шоке от того, какую чушь несут люди». Он убежден: в гибели молодых людей не виноваты ни потусторонние силы, ни зэки, ни местные жители. Манси и сейчас живут около злополучного перевала. Они не против знакомства с туристами и даже готовы показать те места, которые миллионы людей считают проклятыми. На самом деле, выяснили исследователи, это место на языке северян означает не «Гора мертвецов», а «Мертвая гора». Это связано не со злыми духами, а с особенностями ландшафта. Из-за каменистой почвы здесь ничего не растет.

Уральские исследователи считают, что в ту роковую ночь недалеко от палатки студентов прогремел мощный взрыв. Он-то и стал причиной гибели дятловцев. Поисковики уверены – взорвалась межконтинетальная ракета. Евгений Тамплон, член Русского географического общества, путешественник: «Возможно, это была либо ракета Р-7, которая активно испытывалась в то время. Либо так называемый проект «Буря» – это межконтинентальная крылатая ракета, первая».

Напуганные дятловцы бросили палатку и кинулись бежать в противоположную от нее сторону – вниз по склону горы, подальше от места взрыва.

Владимир Рыкшин, мастер спорта по альпинизму, путешественник: «В феврале снег от ветров превращается в жесткую катушку. Спуск темной ночью – это и так очень опасно, а люди в состоянии аффекта могли и получить травмы, несовместимые с жизнью: переломы рук, ног, основания черепа».

Еще одна догадка в пользу техногенной версии катастрофы – дятловцы могли отравиться химикатами (следователи тоже говорили, что, судя по картине трагедии, ребята вели себя как сильно пьяные). Вещество, которое осталось в воздухе при взрыве, вызвало галлюцинации и полную потерю зрения, но даже в таком состоянии студенты боролись за жизнь несколько дней, уверен Владимир Рыкшин: «Ребята стали свидетелями испытания какого-то нового оружия, или еще какая-то нештатная ситуация». (С. Подкорытова, «Уральские альпинисты открыли тайну гибели группы Дятлова».)

В этой же статье со слов альпинистов говорится, что обломки ракет здесь постоянно находят местные жители и путешественники. Но документы расследования загадочной гибели девяти студентов до сих пор находятся под грифом «секретно». Впрочем, и там может быть названа та же причина, что и в заключении следствия: причиной гибели туристов явилась «непреодолимая стихийная сила».

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top