Создающий корабли

18 февраля 2016
0
2727

Вспоминаю своё раннее детство, прошедшее в старом школьном здании, и мысленно вижу железнодорожную ветку, которая связывала два соседних завода. Мы, мальчишки, любили класть на рельсы монеты, после прохода тяжелого состава они почти до неузнаваемости оказывались расплющенными. Машинисты во избежание наезда обычно отгоняли нас от полотна горячим паром, который с силой и зловещим свистом бил из высунутого из кабины шланга. Поезда частенько появлялись на этой линии, зажатой с двух сторон жилыми домами, и двигались в сторону расположенного неподалёку завода, долгое время носившего имя советского военачальника и государственного деятеля Климента Ефремовича Ворошилова.

А еще иногда проводились какие-то учения, взрослые их побаивались. Рассказывали, что во время этих учений бывало хватали случайных прохожих, чуть ли не силой укладывали на носилки и быстро куда-то уносили. Эти люди как бы поневоле изображали пострадавших в ходе (гипотетических) военных действий. Мы жили в нескольких кварталах от крупного, работавшего на нужды обороны страны предприятия, но его дыхание и соседство ощущали постоянно. Когда я рассказал об этом одному из заводских ветеранов, Хайдару Ярулловичу Хабибуллину, он улыбнулся и сказал:

– Мое детство было похожим на ваше. Сначала мы жили на углу улиц Камышинская и Шевченко. Теперь это уже заводская территория. Нет старого двухэтажного купеческого дома. Среди наших соседей, помню, было немало работавших на оборонном предприятии. Перед сносом ветхого дома нам предложили трехкомнатную квартиру в одном из новых заводских жилых объектов. Но родители отказались – семья была большая, пятеро детей, и они на той же улице Шевченко, тремя кварталами ближе к Чагану, построили свой дом. Позже и его мы чуть не лишились – завод рос, расширялся и ему требовались новые территории. Мы буквально жили по заводскому гудку. Сидишь, бывало, с пацанами на берегу, ловишь рыбу, гудок – это значит уже обед, еще раз басисто прогудело – конец рабочего дня. Надо спешить домой, что-то делать по хозяйству.

Учился Хайдар в третьей городской школе, над которой шефствовал машиностроительный завод, а над их классом – восьмой цех. Уроки труда у ребят проходили в мастерских, оснащенных станками, которые выделило предприятие – флагман индустрии региона. Большое впечатление на подростков производили не только экскурсии по заводу, огромным шумным корпусам, но и совместный отдых с шефами, выезды на природу. Поэтому когда друг Хайдара, Рафаэль Аминов, у которого папа был на заводе начальником одного из цехов, предложил ему вместе попробовать поступить в Ленинградский кораблестроительный институт, он, недолго думая, согласился. Тем более, что такие предметы, как физика и математика, ему всегда давались легко. Это было в 1969 году, сразу после окончания школы. Друг удачно сдал вступительные экзамены, стал студентом-первокурсником, а Хайдару не повезло – не хватило баллов. Он, правда, мог бы попытать счастья не на приборостроительном, а на каком-нибудь другом факультете вуза, где конкурс был поменьше, но хотел приобрести специальность именно приборостроителя. Знал: завод нуждается в таких специалистах.

– Духом тогда я не упал, – вспоминает Х.Я. Хабибуллин. – Вернулся в Уральск и – на Ворошиловский! В те годы на предприятии был отдел подготовки кадров, через который прошли многие молодые люди, впоследствии ставшие классными специалистами, знатными передовиками производства. Меня зачислили учеником слесаря-сборщика. Наставниками у нас были настоящие мастера своего дела, преподавательскую работу они совмещали с основной на производстве. Завод выпускал широкую линейку военной продукции, значительная часть которой шла на экспорт в страны соцлагеря, в Индию, Кубу, в некоторые африканские государства. А в следующем, семидесятом году, я стал обладателем заветного студенческого билета. С этим радостным событием открыткой моих родителей тепло поздравил лично руководитель завода Петр Александрович Атоян. Кстати, свои поздравления и пожелания по случаю тех или иных праздников легендарный директор присылал и уральской «диаспоре» студентов в кораблестроительном. Хорошей поддержкой нам служили стипендии, выплачиваемые предприятием.

Шесть долгих лет учебы в вузе на берегах Невы не прошли даром. Вся сознательная жизнь Хайдара Ярулловича так или иначе связана с заводом, давно ставшим для него родным. Здесь сделал хорошую карьеру и сейчас он – заместитель главного конструктора АО «Уральский завод «Зенит».

Мы с Х.Я. Хабибуллиным не случайно во время нашей встречи много внимания уделили прошлому завода, чей многотысячный коллектив своими трудовыми свершениями оставил заметный след не только в истории города и региона, но даже страны. Правда, этот экскурс на многие годы назад вызывал у нас не одни лишь приятные эмоции. Иногда мой собеседник, человек интеллигентный и демонстрировавший широкие познания в разных областях жизни, употреблял достаточно крепкое словцо, не находя, видимо, другой оценки событиям. Особенно относилось это к годам так называемой перестройки и лихим, бандитским девяностым, от которых мы как следует не можем оправиться до сих пор. «Сердце болит, когда все это вспоминаю!» – невольно вырвалось однажды у него.

Так вот, к Хайдару Ярулловичу меня привело примечательное событие. Он стал одним из победителей республиканского конкурса «Лучший инженер года», который проводила Национальная инженерная академия РК. Цель мероприятия, единственного в своем роде в Казахстане, – популяризация технических профессий и прежде всего специальности инженер. Ведь в последнее время, по инициативе Главы государства, у нас взят курс на индустриально-инновационное развитие страны, где ключевой фигурой должен быть инженер.

Из Астаны, где было более 350 специалистов из разных регионов страны, он приехал с медалью и дипломом. По этому поводу даже прошло собрание коллектива, на котором Х.Я. Хабибуллин выслушал в свой адрес много добрых и искренних слов. А Вячеслав Хамзиевич Валиев, нынешний директор завода, подчеркнул, что победа Хабибуллина это победа всего коллектива, вот уже в течение многих лет успешно занимающегося строительством пограничных катеров и ракетно-артиллерийских кораблей.

– Идея с конкурсом хорошая, – высказал свое мнение Х.Я. Хабибуллин, – и если, как пообещали его организаторы, он будет проводиться ежегодно, – лучшего и не надо! До недавних пор молодежь у нас хотела быть в основном юристами, экономистами да бизнесменами. И столько их подготовили, что просто девать некуда! Это неправильно, ведь надо кому-то создавать и материальные ценности, а значит поднимать престиж рабочего человека, инженерных кадров.

Я заметил, что, проходя сегодня по заводской территории, встречал в разных местах молодых, и не так уж мало.

– Стараемся кадры обновлять, – с удовлетворением ответил мой собеседник. – Вот буквально перед вашим приходом мы рассматривали вопрос о приеме на работу в отдел главного конструктора выпускницы одного из технических вузов Питера. Практически каждый год к себе в отдел, где трудится около полусотни человек, кого-нибудь берем. Я уж не говорю о всем предприятии. Но хотелось бы, чтобы можно было выбирать как можно из большего числа претендентов попасть в наш коллектив.

Как заместитель главного конструктора Хайдар Яруллович занимается вопросами кораблестроения, и его конкурсная работа, кстати сказать, тоже была связана с этой сферой. Практический опыт у него большой, потому что еще в советский период он активно участвовал в разработке продукции для военно-морского флота страны, в частности для подводных лодок и различных водолазных устройств. Завод нынче на годы вперед обеспечен заказами от Пограничной службы КНБ и Министерства обороны РК. За двадцать с лишним лет заводчанами был успешно реализован целый ряд проектов катеров и кораблей, несущих сегодня боевую службу на Каспии. Это «Сункар», «Барс», «Буркит», «Айбар».

– В нынешнем году, – поделился Х.Я. Хабибуллин, – мы спустим на воду новый катер. Подробности я вам, по понятным причинам, пока не скажу. Отмечу лишь, что мы каждые два-три года осваиваем новый проект, всегда тесно работаем с заказчиками, учитываем их пожелания, а также вызовы нашего неспокойного времени. К примеру, в последнее время возросла террористическая угроза и следовательно возникла необходимость взять под надежную охрану районы добычи углеводородного сырья из-под морского дна. Мы сейчас в этом направлении работаем. Каждый корабль или катер от предыдущего отличается лучшими техническими качествами, большим водоизмещением, современным вооружением и, конечно, комфортными условиями службы экипажа.

Наш разговор прервал приход Анатолия Павловича Потапова, непосредственного начальника Хабибуллина, заглянувшего в кабинет по какой-то служебной надобности. Узнав, о чем мы сидим – толкуем, Анатолий Павлович был краток: «Заслуженная награда! Хайдар Яруллович всегда берется за пробивные вещи и обязательно доводит их до логического конца». И уже по этому мимолетному эпизоду я понял, что тут, на прославленном заводе, привыкли не разговоры разговаривать, а делом заниматься.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top